Бараки уходят в прошлое
Комиссия по контрольной деятельности Законодательного Собрания под председательством Тимура Сагдеева обсудила итоги совместной проверки областной КСП и Счетной палаты РФ результативности мер в 2020 году по переселению граждан из непригодных для проживания строений, созданных еще в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали, согласно федеральной целевой программе «Жилище», началось еще в 1993 году. Но в ходе ее реализации выяснилось, что часть семей проживает во временных строениях типа вагончиков, сборно-щитовых домиков, которые, согласно Жилищному кодексу, не относятся к разряду жилых. Необходимо было подсчитать количество таких помещений по всей зоне БАМа, число в них проживающих и разработать специальную программу по переселению.
Как сообщила заместитель председателя КСП Юлия Махтина, сегодня в перечень домов, подлежащих расселению, включены 72 здания в шести муниципальных образованиях. Мера носит заявительный характер, к настоящему моменту такое желание выразили 64 семьи из пяти муниципалитетов, прием заявлений продолжится до марта 2021 года. При этом претендовать на расселение из таких домов могут те, кто постоянно проживает там и при этом получил данное помещение до 25 декабря 1991 года.
В этом году на приобретение жилья было направлено 72 млн рублей, из которых 53 млн – федеральная часть, остальные – средства областного и местных бюджетов. Все они перечислены муниципальным образованиям, расположенным в основном в Тайшетском, Чунском и Усть-Илимском районах, по которым прошла Байкало-Амурская магистраль. Наибольшее число строений, не предназначенных для жилья, было выявлено в двух населенных пунктах: селе Старый Акульшет Тайшетского района и поселке Железнодорожный Усть-Илимского района. В их адрес и было направлено более 83% всех субсидий.
Как сообщил замминистра строительства, дорожного хозяйства Максим Лобанов, за текущий год расселены 28 семей, все они получили социальные выплаты, на которые было приобретено другое жилье. Всего в очереди на последующие два года – 36 семей.
Председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Виталий Перетолчин обратил внимание на одно обстоятельство, с которым столкнулся глава Железнодорожного муниципального образования, где проживает основное количество граждан, нуждающихся в переселении:
– А как быть тем, кто купил квартиру позже 25 декабря 1991 года? Оставаться там жить? Но согласно условию программы: после переселения дом должен быть снесен.
– Действительно, – согласился Максим Лобанов, – ситуация не простая, мы уже просили Минстрой России разобраться с ней, но нашу просьбу не поддержали. Если будут дополнительные деньги в бюджете, то область может взять на себя полномочия по предоставлению квартир, не дожидаясь федерального согласия.
По словам Виталия Перетолчина, администрация поселка Железнодорожный озабочена и неподъемными для местного бюджета пропорциями софинансирования программы переселения:
– Поскольку поселку выделяются самые крупные субсидии из федерального и областного бюджетов, то, естественно, и доля софинансирования местного бюджета очень высока. Нельзя ли ее уменьшить?
Как выяснилось, областной минстрой уже вносит изменения в методику распределения субсидий. В нем размер софинансирования муниципальных образований будет исчисляться не от общего объема субсидии, включающей федеральную и областную часть, а только из областной доли. Это значительно уменьшит итоговую сумму софинансирования для муниципалитетов. Новые правила начнут действовать уже со следующего года.
Депутата Евгения Сарсенбаева интересовало, почему с Ангарским городским округом не подписано соглашение о предоставлении субсидий, как это было сделано с шестью муниципальными образованиями, хотя по первоначальному плану округ входил в подпрограмму «О переселении граждан из непредназначенных для проживания строений». И по какой программе жителей будут в дальнейшем переселять?
Представители министерства строительства пояснили, что в данную программу вошли здания, которые изначально не были приспособлены для проживания. Что касается дома в Ангарске, то он был признан жилым и может быть включен в следующий этап по расселению ветхого и аварийного жилья в установленном порядке.