Упал, очнулся – гипс
Травматологи и токсикологи готовятся к аншлагу
В праздники нагрузка на травматологов и токсикологов бьет рекорды: ожоги от петард, порезы блендером, переломы, отравления. Как готовятся к новогодним дежурствам иркутские медики, и как не стать их пациентом, выяснял корреспондент «Областной».
Отделение экстренной травматологии и ортопедии Медсанчасти ИАПО в Иркутске-II оказывает круглосуточную помощь пациентам вне зависимости от их места жительства, возраста и гражданства.
– Нет такого, что пришел пациент, прикрепленный к поликлинике другого города, а мы ему: «Вы не по профилю, извините», – объяснил главврач МЧС ИАПО Евгений Выговский. – Мы обязаны оказать первую помощь: остановить кровотечение, обезболить… Только потом выстраивается маршрутизация, распределение по профильным отделениям.
Алексей ТРЕТЬЯКОВ, главный внештатный токсиколог Иркутской области: “К сожалению, народ не знает меры. Люди не ограничиваются бокалом вина, а уходят в беспробудное новогоднее пьянство, последствия которого весьма печальные: поражение печени, центральной нервной системы, почек. Кроме того, алкоголь усложняет течение коронавируса”.
Главврач заверил, что напряженная ситуация, связанная с коронавирусом, загруженностью больниц ковидными пациентами, никак не скажется на качестве оказания травматологической помощи.
– Помощь при травмах остается абсолютно доступной. Это касается и лечения в стационарах, куда поступает около 10–20% от обратившихся в медсанчасть ИАПО, – пояснил он.
Новогодний ажиотаж в отделении экстренной травматологии и ортопедии еще впереди, но работать медики в усиленном режиме начали уже с апреля.
– Несмотря на то что COVID-19 с травмами никак не связан, с весны мы отмечаем серьезный рост обращений: пациентов стало больше процентов на 40–50, – говорит заведующая Наталья Машкина. – У многих сейчас депрессия, люди пытаются успокоиться с помощью алкоголя. В состоянии опьянения теряют координацию, самоконтроль. Результат – травмы с серьезными последствиями.
С начала года сюда обратилось уже 25 тыс. человек. Но самое тяжелое время – впереди.
– Если обычно в месяц мы фиксируем примерно три тысячи обращений, то в новогодние праздники (конец декабря – январь) доходит до пяти-шести тысяч. Ажиотаж приходится на первые десять дней января, – продолжает Наталья Машкина.
40% «новогодних» пациентов поступают в отделение в состоянии алкогольного опьянения. В основном на прием к травматологам попадают люди трудоспособного возраста. Есть среди них постоянные клиенты, у которых каждый Новый год – гипс.
Переломы рук и ног – самые частые причины обращений в зимние праздники. Как правило, это спортивные травмы, полученные при катании на сноубордах, лыжах, коньках, ледяных горках. К печальным последствиям приводит некачественная пиротехника и неумелое обращение с ней. Не обходятся новогодние праздники без кухонного травматизма: неосторожное обращение с огнем, электроприборами, режущими предметами.
– Пациенты, получившие увечья блендером или кухонным ножом, – классика жанра в отделении. Регулярно наблюдаем также грустные последствия попыток открыть бутылку шампанского «по-гусарски», когда резким махом ножа срезается горлышко. Ну и пиротехника: запомнился случай, когда мужчине разорвало кисть петардой. Из года в год мы видим одни и те же несчастные случаи, которые легко избежать, соблюдая элементарные меры безопасности и не злоупотребляя алкоголем, – уверена Наталья Машкина.
К напряженной новогодней смене готовятся и врачи-токсикологи. Под отравившихся перепрофилирована Иркутская городская клиническая больница № 8. Традиционно больничные койки готовят под пациентов с интоксикацией алкоголем и его суррогатами, передозировкой наркотиками, отравлениями бытовыми веществами, очень часто – растворителями.
– Обычная история: в гараже налил в обычную бутылку охлаждающую жидкость.
А рядом в такой же емкости – водка или что-то в этом роде… Перепутал, глотнул, моментально стало плохо. Смерть могут вызвать даже 50 миллилитров ложного суррогата, где главное вещество, например, метиловый спирт, – говорит главный внештатный токсиколог Иркутской области Алексей Третьяков.
По его словам, отравления контрафактным алкоголем, техническим спиртом, одеколонами и другими суррогатами алкоголя случаются, но главная причина интоксикаций в другом – люди не знают меры. Из года в год портрет пациента не меняется.
– Поступает человек и говорит: «Я выпил ящик водки. Последняя бутылка была отравленная». К сожалению, народ не знает меры. Люди не ограничиваются бокалом вина, а уходят в беспробудное новогоднее пьянство, последствия которого весьма печальные: поражение печени, центральной нервной системы, почек. Кроме того, алкоголь усложняет течение коронавируса, – перечислил токсиколог.
Значительная часть пациентов, которые поступают в отделение токсикологии, проходит через реанимацию. Их лечение длительное и дорогостоящее.
– Если человек попал в токсикологию, состояние его, скорее всего, тяжелое. И ваткой с нашатырем здесь не обойдешься. Применяется комплексная терапия: плазмаферез, гемодиализ, – рассказал врач.
Отравлений по-прежнему много, но обнадеживает положительна динамика.
– Когда только ввели длинные новогодние каникулы, люди как с цепи сорвались в плане выпивки. В последние четыре года такого количества отравлений алкоголем уже нет. Радостно и то, что мода на наркотики у молодежи прошла, – констатировал Алексей Третьяков.