Потребительский экстремизм: когда защита хуже нападения
Полноценно итоги года принято подводить в конце января. Но официальных цифр можно и не ждать: по результатам первого полугодия 2020-го российская экономика показала минус 8,5% по оценке Росстата и второе полугодие эту ситуацию вряд ли существенно улучшит. В такой ситуации активизировались те, кто пытается нажиться и на обычных людях, и на бизнесе, не обращая внимания на то, что от новой короновирусной инфекции пострадали и те, и другие. Речь идёт о так называемых потребительских экстремистах.
Что это такое?
Потребительский экстремизм – поведение потребителей и/или их объединений, имеющее целью получить определённую выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях – «Википедия».
Кто в зоне риска?
В первую очередь – бизнес, любого масштаба. Однако есть общее правило: чем выше средний чек – тем более привлекателен этот бизнес для «экстремистов». Но и для обычных потребителей это явление несёт риски – от роста расценок на продукты\услуги пострадавшего предприятия до его полного закрытия.
На что обращать внимание?
Для бизнеса – на настойчивое желание «потребителя» решить проблемный вопрос исключительно в судебном порядке, на его уклонение от любых других вариантов разрешения ситуации. Для потребителя – на обещания различных якобы общественных организаций, взявших на себя миссию защищать права потребителя, делать это «совершенно бесплатно».
Газуют в суд
Жил-был на свете молодой человек по имени Пётр. Увлекался автомобилями и их внутренним устройством. Начинал карьеру буквально в мелкой авторемонтной мастерской. С тех пор прошло уже порядочно лет. Увлечение автомобилями осталось, но приобрело иные масштабы и качество. И называют этого человека теперь многие иркутяне по отчеству — Пётр Евгеньевич. Пётр Хомяков ныне управляет группой автосалонов «Первая автоколонна», которые занимаются продажей и обслуживанием автомобилей, в том числе, премиальных марок. Казалось бы, его клиенты могут себе позволить «честную игру» с продавцом – но нет, оказывается, он регулярно сталкивается с попытками «поэкстремистить» его бизнес. И эти попытки совершают исключительно те, кто приобретает дорогие машины: покупатели машин подешевле и среднего класса счастливо живут со своими железными конями долгие годы.
«К сожалению, всё просто: дело в том, что местами наше законодательство немного отстаёт от реалий 21-го века, — говорит Пётр Хомяков. — К примеру, в нём есть такая норма: покупатель, обнаружив брак в автомобиле до истечения гарантийного срока и не получив от продавца исправление брака в течение 45 дней с момента обращения, вправе подать в суд с требованием вернуть машину, дабы получить её полную стоимость. А ещё суд вправе присудить якобы пострадавшему компенсацию за моральный и иной ущерб, которая может составлять половину стоимости машины. Могу предположить, что эта норма родилась в те годы, когда с запчастями было туго, а с цивилизованностью работы автодилеров — ещё туже. Разумеется, сейчас ситуация совершенно иная: невозможно предположить, что дилер, имеющий официальные отношения с зарубежным производителем, не уложится в указанный срок. Как ведут себя мошенники, чтобы суметь воспользоваться упомянутой нормой закона? Специально портят двигатель (любой автомеханик знает, как «убить» двигатель, не оставив явных следов), «стряпают» экспертизу, будто это гарантийный случай, и всячески уклоняются от визита в дилерский центр все 45 дней, в течение которых дилер обязан устранить брак. То есть собственными руками формируют, так сказать, подложное нарушение закона. После чего, буквально на 46-й день, занимают очередь у входа в двери суда».
А дальше – всё просто: формально нарушение закона со стороны бизнеса есть. И надежда только на то, что суд вникнет в подробности дела, а не станет смотреть исключительно на формальную его сторону. Пётр Хомяков говорит, что в Иркутске, по счастью, судьи, как правило, вникают.
Экспертное сомнение
Основа любого подобного иска – заключение эксперта. Ведь именно он призван определить, действительно ли товар не соответствует заявленным или определённым законом критериям. Действительно ли его выход из строя подпадает под гарантийные обязательства производителя. Иркутские мошенники в этом плане от своих «коллег» из других городов не отличаются: они пытаются найти такого «эксперта», который согласится написать в заключении то, что им нужно. На что необходимо обратить внимание честному потребителю или честному бизнесмену, если по какой-либо причине им необходимо привлечь эксперта?
«Эксперт должен иметь профильное образование по своему направлению и стаж работы; необходимо посмотреть практику эксперта или экспертной организации, в которую вы обращаетесь, в том числе и судебную, – объясняет представитель Иркутского ЦСМ Росстандарта по связям с общественностью Артём Арестов. – Всегда внимательно изучайте условия договора с экспертом или экспертной организацией, в котором будут как раз указаны квалификационные и иные данные, подтверждающие компетентность и ответственность второй стороны.
Не поленитесь уточнить номер аттестата аккредитации, который можно проверить на сайте Федеральной службы по аккредитации fsa.gov.ru – это уже даст гарантию того, что вы обращаетесь в серьёзную организацию. То же самое касается и испытательных лабораторий. Если экспертиза требует проведения измерений, то обязательно нужно обратить внимание на: наличие оборудования, прошедшего поверку; чтобы оборудование было в государственном реестре средств измерения; на наличие аттестата аккредитации».
И неважно, как говорится, на какой вы стороне – подаёте вы претензию или отвечаете на неё; вы должны быть уверены в том, что экспертность вашего эксперта – не пустой звук и не красивые слова, а реальность. О том, как пострадали те, кто не уделил этому достаточно внимания, расскажем дальше.
Дом: построй свою… линию защиты
Помните, в начале статьи мы писали о закономерности, что подобного рода мошенников, практикующих потребительский экстремизм, в Иркутске и не только, привлекают компании с высоким средним чеком. А что для среднестатистического городского жителя может быть дороже квартиры?… Этим в нашем городе пытается пользоваться целая организация псевдозащитников потребительских интересов.
Пример №1: некая строительная компания не предоставила в общем пакете документов один единственный сертификат. С бытовой точки зрения, не самый важный и нужный. Но псевдозащитники убедили покупателя жилья подать в суд. Суд, к сожалению, в том случае в детали не вник, а вынес решение по формальному признаку. В результате истцу, чьи интересы представляли те самые псевдозащитники, присудили некую компенсацию. А застройщика плюсом ещё и оштрафовали.
Пример №2: псевдозащитники убедили покупателя квартиры у другого застройщика, что недоделки в приобретаемом жилье чудовищные — и надо обращаться в суд, чтобы застройщика наказать, недоделки устранить и компенсацию получить. Вся эта история тянулась несколько месяцев. Покупатель был вынужден платить взносы по ипотеке, ведь «конфликтная» квартира не могла быть передана ему до разрешения спора в суде, на чём настояли псевдозащитники. Результат: в этом случае суд вник в детали. И речь судьи, если перевести её на обычный язык, звучала бы примерно так: «Недоделки мелкие, по закону застройщик обязан устранить их за свой счёт; он заявляет, что готов был сделать это ещё несколько месяцев назад, но вы не хотели и настаивали на судебном разбирательстве. Ну, вот и до свиданья».
Какой вывод важно сделать из этих двух примеров?
Псевдозащитники интересов потребителя, прячущиеся за образ общественной организации по защите его прав, никогда ничем не рискуют. При любом исходе дела они ничего не потеряют, а если им вдруг повезёт — то приобретут. Что именно приобретут? Существенный процент от суммы компенсации.
Что теряет бизнес? Время и деньги. Что теряет покупатель? Время и деньги. Так что вывод простой: обращаясь к услугам экспертов или тех, кто заявляет, что специализируется на защите прав потребителей, найдите немного времени и проверьте, соответствуют ли обещания тому, что вы можете получить. Хотя бы простым поиском по названию организации и имени-фамилии её представителей и экспертов в интернете. Иногда лучше найти компромисс с продавцом, чем получить дыру в вашем бюджете от действий псевдозащитников.