Труднодоступный север
Около 80% населения севера Иркутской области (в зоне ответственности «Регионального северного оператора») подключились к цивилизованной системе обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Во многих деревнях и селах ранее мусор вообще никак не собирался и не вывозился. На очереди отдаленные территории, в том числе Тофалария, куда добраться можно только по воздуху.
– Начали работу в 2019 году, как стартовала «мусорная» реформа, – рассказал генеральный директор ООО «Региональный северный оператор» Иван Кузнецов. – Территория нам досталась огромная, сложная – от Нижнеудинска до труднодоступной Катанги за исключением Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов, которые были отданы регоператору южной части области. Но выстроили план работы и за два года добились неплохих результатов.
На начало деятельности северный регоператор охватывал 64% населения подведомственной ему зоны – это порядка 416,4 тыс. человек и около 20% юридических лиц. Сегодня в систему обращения с отходами вовлечено 82% жителей севера области (порядка 570 тыс. человек) и примерно столько же процентов юрлиц (почти 5 тыс. предпринимателей). По словам Ивана Кузнецова, компания заключила договоры с 29 подрядчиками, но семь из них в течение полугода расторгли контракт, не выдержав требований нового законодательства.
В настоящее время компания располагает 169 единицами техники, 70 из которых – ее собственные. Только в этом году приобретен 31 мусоровоз, часть машин сдана в аренду подрядчикам. Как признается Иван Кузнецов, имеющаяся техника у них в ужасном состоянии – не работает пресс для уплотнения, мусор вываливается из бункера, моторное масло льется прямо на тротуары. В итоге постоянные жалобы от населения. Поэтому в ближайшие годы основная задача регоператора – полностью заменить старые машины на новые.
Цифра:
За 10 месяцев 2020 года в зоне деятельности северного регоператора вывезено 1 млн 147 тыс. куб. м мусора. Собираемость платежей в среднем составила 90%, из них население – 76,5%, юрлица – 95,4%.
Еще одна головная боль северного регоператора – отсутствие санкционированных мест для складирования ТКО. Даже в Братске, где есть три полигона, остро стоит этот вопрос, потому что ресурса площадок хватит еще на четыре-пять лет. Регоператор подобрал несколько земельных участков, в ближайшее время планируется проведение проектно-изыскательских работ, и в дальнейшем компания вместе с местными властями будет пытаться войти в федеральные и областные программы, чтобы построить новые объекты размещения отходов. Проблем с размещением ТКО нет разве что в Усть-Илимске и Вихоревке.
– В самом начале мы могли размещать отходы только на шести полигонах, – рассказал Иван Кузнецов. – Но реанимировали площадку в Железногорске-Илимском, внесли его в государственный реестр объектов размещения отходов. В Нижнеудинске по региональной программе построен новый полигон. Сейчас он вносится в реестр, и, думаю, в течение одного-двух месяцев мы его запустим в эксплуатацию. Потребность территории Нижнеудинского района будет закрыта. А вот плечо Чуна – Тайшет – Нижнеудинск пока совершенно голое.
Зато эта территория богата исторически сложившимися свалками. Благодаря постановлению правительства РФ в переходный период можно внести их в реестр для пользования до 2023 года с последующей рекультивацией. Регоператор привел шесть площадок в порядок и использует теперь их для накопления отходов. Необходимая документация передана в региональное министерство природных ресурсов и экологии, но работа по внесению свалок в реестр двигается очень медленно. Во всей стране сегодня внесено в ГРОРО только 56 таких площадок.
В 2020 году компания «Региональный северный оператор» ликвидировала 70 тонн несанкционированного мусора. Так, убрана старая свалка в районе птицефабрики Братска, приведен в порядок берег Братского взморья – компания собрала с общественниками около 15 тонн мусора. Убрана свалка на острове Зуй, популярном среди туристов. В Нижнеудинске ликвидировано восемь свалок, в Усть-Илимке – огромная свалка с крупным негабаритным мусором.
Отдельно решается вопрос по организации вывоза и складирования ТКО в труднодоступных территориях. Например, Киренск окружен со всех сторон реками, есть период, когда невозможно попасть с одного берега на другой. Ближайший полигон находится в Усть-Куте – это порядка 350 км. Причем дорога плохого качества – в весенне-осенний период там распутица. Регоператор вместе с правительством области приняли решение по организации в Киренске системы обращения с ТКО замкнутого цикла, чтобы на месте сортировать отходы, обезвреживать их и ликвидировать. Будут установлены две инсинераторные машины на двух берегах, одна будет приобретена за счет областных средств, другая – на средства регоператора. Такие же установки появятся в будущем в Катангском районе и Тофаларии.
– Конечно, у нас сумасшедший разброс – на 150 км может быть две деревни, где проживает несколько десятков человек, – говорит Иван Кузнецов. – За два года образовалась довольно большая дебиторская задолженность – 160 млн рублей, почти половина – долги населения. Активно работаем по повышению платежной дисциплины. К примеру, в этом году в одном из месяцев сбор по юрлицам составил 125%, причем «дебиторка» собрана в досудебном порядке, что говорит об улучшении платежной дисциплины.
Иван Кузнецов считает, что «мусорная» реформа работает. Благодаря новой системе обращения с ТКО на подведомственной северному регоператору территории, 20% населения начали получать услугу вывоза мусора – раньше они сами утилизировали отходы или вывозили их на поля и в близлежащие леса.
– С начала реформы ликвидированы многие свалки, остальные хотя бы не растут. Заменяется техника, строятся новые объекты, внедряется система раздельного сбора мусора. Мы только делаем первые шаги к поставленным задачам, работы предстоит еще много, – резюмировал Иван Кузнецов.
Реклама