Как Иркутску стать столичным городом?
Москва подарила Иркутску десять списанных трамваев. Но это не решает проблему износа общественного транспорта. На 85% иркутские трамваи уже выработали свой ресурс. Если в Европе и в столичных городах страны трамваи переживают ренессанс и пользуются популярностью у туристов, то у нас все чаще становятся виновниками различных ДТП. В администрацию Иркутска поступило предложение от инвестора, который готов на условиях концессионного соглашения модернизировать всю транспортную систему города, причем без привлечения бюджетных средств и с сохранением всех социальных льгот.
Когда выгода обоюдная
Для обывателя слово «концессия» малоизвестно, хотя оно и было введено в законодательное поле еще в 2005 году. С тех пор это один из самых востребованных механизмов государственно-частного партнерства (ГПЧ). Если на старте к концессиям в основном прибегали в дорожных проектах, то теперь бизнес в сотрудничестве с государством строит объекты образования и здравоохранения, модернизирует коммунальные сети и создает информационные системы. Ежегодно федеральный закон № 115 «О концессионных соглашениях» дополняется и совершенствуется.
– Концессия – это такая форма государственно-частного партнерства, при которой к управлению государственной собственностью на взаимовыгодных условиях привлекается частный капитал. Исполнитель работ – концессионер – получает по контракту право пользования объектом, а заказчик – концедент – сохраняет за собой право собственности на объект. То есть можно заниматься реконструкцией муниципальных объектов на средства инвесторов и вместе с тем сохранять социальную составляющую. Подчеркну, городская власть не тратит ни одного бюджетного рубля на поддержание или техническое обслуживание объекта, находящегося в концессии. При этом сохраняются все социальные гарантии, оговоренные в концессионном соглашении, которое подписывается на определенный срок, – говорит Сергей Кармазин, директор Проектного офиса IPK BD, выступающего представителем компании-инвестора.
Как показывает практика, в России подавляющее количество концессионных соглашений заключается в сфере ЖКХ. Есть динамика и в области развития общественного электротранспорта, в настоящее время в стране заключено два концессионных соглашения. Эти отрасли жизнеобеспечения серьезно недофинансированы, из-за чего сегодня имеется высокий износ основных фондов. В условиях непростой бюджетной ситуации привлечение частных инвестиций становится одним из эффективных инструментов обновления городской инфраструктуры.
В сентябре в Москве состоялся VII Инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП». Его ключевым событием стала пленарная сессия «Инфраструктура для людей: как частные инвестиции меняют качество жизни в регионах и городах».
– Государственно-частное партнерство уже доказало, что является одним из самых перспективных механизмов, а реализация инфраструктурных проектов – важный стимул для восстановления и роста экономики. Поэтому сейчас особенно важно создавать благоприятный для инвесторов климат, а также поддерживать региональные и муниципальные проекты ГЧП, – обратился к главам субъектов и городов премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Также он подчеркнул, что необходимо активно привлекать внебюджетные средства, где это возможно.
Без шума и грохота
Иркутский трамвай сегодня представляет собой устаревшего железного монстра, который с шумом и грохотом на низкой скорости движется по улицам города, становясь помехой на городских магистралях, провоцируя аварии или пробки.
В открытых электронных источниках есть данные, что на 1 января 2020 года инвентарный парк трамваев МУП «Иркутскгортранс» составлял 70 единиц, из них 52 единицы полностью амортизированы, так как работают на линии более 25 лет при норме эксплуатации 16 лет.
Заменить старое на новое нереально – каждый современный вагон с электронной системой управления, климат-контролем, видеонаблюдением, сиденьями с подогревом стоит около 28–35 млн рублей. Такая цена для иркутских транспортников неподъемна. Местные мастера как могут ремонтируют технику из подручных средств.
В обновлении нуждаются и рельсы, имеющие тоже высокую степень износа. На изношенных участках для трамваев действуют ограничения по скорости, чтобы исключить сход вагона с рельсов. Там, где рельсы похожи на «стиральную доску», возникает сильная вибрация, вызывающая разрушение близлежащего асфальта. Протяженность путей в Иркутске составляет около 46 км, за последние четыре года удалось отремонтировать всего 6% от всей сети. С такими темпами мы никогда не дождемся кардинальных перемен.
Иркутск – динамично развивающийся город, столица Восточной Сибири. Из всех видов транспорта, не считая железную дорогу, только трамвай может перевозить большое количество пассажиров. По имеющимся подсчетам, один трамвай по вместимости равен двум троллейбусам и автобусам большого класса, восьми ПАЗикам, двенадцати маршруткам.
– В странах Евросоюза и Израиле общественный электротранспорт сегодня переживает второе рождение. Там, где однажды отказались от этого транспорта, сумели его возродить и теперь активно развивают. Москва и Санкт-Петербург закупают новое поколение трамваев. Почему? Они не просто обладают большой вместимостью, но и экологичны, доступны для маломобильных групп, хорошо подходят для туристов, которые с помощью панорамных окон могут любоваться достопримечательностями города, – говорит Сергей Кармазин.
По его словам, в Волгограде и Барнауле запущена частная концессионная инициатива по модернизации транспортной системы. Участником этого масштабного проекта является Российский университет транспорта (МИИТ), который имеет компетенции высокого уровня по всем вопросам развития, проектирования и эксплуатации транспортных систем. Поставки электротранспорта готовы осуществлять «Белкоммунмаш» и «Штадлер Минск» – это признанные лидеры по производству подвижного состава на территории стран СНГ.
– Иркутску мы предлагаем выгодные условия сотрудничества по модернизации транспортной системы города. На улицах появятся остановки с информационными табло, видеокамерами, бесплатным wi-fi, теплыми лавочками и с тревожной кнопкой. На городские маршруты выйдут низкопольные трамваи. Входы в вагон у таких моделей расположены на уровне земли, что позволяет избавиться от ступенек. Чтобы попасть внутрь трамвая, достаточно сделать один шаг. Низкопольный общественный транспорт удобен для всех пассажиров, особенно для пожилых, маломобильных граждан или родителей с колясками. Новые вагоны оборудованы удобными креслами, всеми современными средствами связи, а также системами видеонаблюдения и кондиционирования, – говорит Сергей Кармазин.
Результатом создания единой транспортной инфраструктуры и внедрения цифровых технологий станет грамотное распределение транспортных потоков, что будет способствовать достижению целей, поставленных в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды», без привлечения государственных средств.
– 17 декабря этого года губернатор Игорь Кобзев и президент-председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предполагается развитие государственно-частного партнерства. И эти договоренности уже действуют! Банк «Открытие» готов финансировать инфраструктурные проекты по схеме концессий, в том числе по модернизации системы транспорта Иркутска. Это взаимовыгодное сотрудничество на долгую перспективу, – подчеркнул Сергей Кармазин.
Водная концессия
Инвестор предлагает администрации Иркутска заключить еще одно концессионное соглашение. Это касается системы водоснабжения и водоотведения города.
Как известно, сегодня на балансе иркутского «Водоканала» находится около 790 км водопровода с износом 52% и больше 750 км канализации с износом 48%. Эти данные можно найти в открытых информационных источниках. Также предприятие эксплуатирует два водозабора, 21 водопроводную и 40 канализационных насосных станций, два комплекса канализационных очистных сооружений правого и левого берегов реки Ангара. Притчей во языцех стала улица Карла Либкнехта с подземными коммуникациями, которую практически ежегодно приходится вскрывать для устранения аварийных ситуаций.
Статистика устранения повреждений на сетях – яркий аргумент того, что требуются крупные финансовые вливания для проведения на объектах коммунальной инфраструктуры капитального ремонта и реконструкции.
– Волгоград тоже сотрясали серии крупных аварий на сетях, замена которых требовала таких колоссальных вложений, которые не могли обеспечить ни муниципальные предприятия, ни городской бюджет в целом. И в тех условиях было принято единственно верное решение: в 2015 году городские власти передали в концессию на 30 лет муниципальную систему водоснабжения и водоотведения. Объем инвестиций – 58 млрд рублей, к настоящему времени освоено уже 13 млрд рублей. Этот опыт признан успешным на федеральном уровне, – говорит Сергей Кармазин.
Уже в первый год работы концессионер поменял изношенную водопроводную трубу по новой технологии, без перекапывания улиц. Помимо перекладки сетей ведется реконструкция насосных станций и очистных сооружений, модернизация лаборатории контроля качества, обновление парка спецтехники и оборудования, внедрение автоматизированной системы «Цифровой водоканал» с использованием лучших мировых технологий и многое другое. В городе значительно сократилось число аварий и улучшилось качество питьевой воды.
– Население Иркутска увеличивается год от года. И это влечет за собой нагрузку на имеющиеся сети, которые уже находятся в высокой степени износа. От бесперебойного водоснабжения и качества питьевой воды зависит безопасность и здоровье людей. Поэтому необходимо принимать кардинальные решения. Водная концессия – это реально работающий механизм, который показал высокие результаты по всей стране. Концессионер не вмешивается в вопросы образования тарифов – по закону это полномочия региональной власти. Администрация города только делегирует концессионеру право управления стратегическим имущественным комплексом, который при этом остается в муниципальной собственности, – отметил Сергей Кармазин.
В интересах детей
Буквально на днях общественный резонанс вызвала новость о пищевом отравлении школьников в Шелехове. 117 учеников пожаловались на тошноту и рвоту, 22 ребенка обратились за помощью врачей, а двух ребят пришлось госпитализировать. По предварительным данным, причиной плохого самочувствия детей стал обед в школьной столовой. Проблема качества питания в школах постоянно вызывает нарекания со стороны родителей, органов власти и силовых структур.
– На губернатора Игоря Кобзева мы вышли с инициативой о заключении концессионного соглашения по созданию имущественного комплекса в целях организации горячего питания учеников с 1-го по 4-й классы. Наши партнерами по данному проекту являются председатель правления Ассоциации социального питания Андрей Плышевский и АО «Северо-западный центр проектного финансирования», – сообщил Сергей Кармазин.
По действующему федеральному законодательству за питание учеников начальной школы отвечает учредитель – муниципалитет или субъект РФ. По мнению Андрея Плышевского, который является авторитетным экспертов в области социального питания, сегодня главным критерием при организации закупок является цена, а не качество продукта. В результате торги выигрывают либо посредники, отдающие подряд организациям, либо низкоквалифицированные участники рынка, не имеющие надлежащего опыта и оборудования. Кроме того, современным требованиям СанПиНа не соответствует большая часть пищеблоков, построенных еще в советское время, когда были другие нормы и правила. Еще одна беда – дети жалуются, что еда в школьных столовых невкусная. Поэтому большая часть готовых порций отправляется в отходы, что недопустимо при бюджетном финансировании.
– Что мы предлагаем? Проект нашего концессионного соглашения на 25 лет включает создание единого стандарта питания, единого закупочного центра и комбинат питания по приготовлению полуфабрикатов, с модернизацией всех школьных столовых на территории региона. Также мы нацелены на сотрудничество с местными производителями, а не перекупщиками. Мясо, молоко, хлеб, картофель, овощи, в чем содержатся все необходимые белки, жиры и углеводы для подрастающего поколения, должны быть свежими и натуральными. Система питания должна действовать как система, и заниматься этим должны профессионалы: не только те, кто хорошо готовят, но и профессионалы управления, логистики, экономисты, – сообщил Сергей Кармазин.
Концессионер вместе с Ассоциацией социального питания предлагают иной подход к горячим обедам для школьников. Меню, разработанное Роспотребнадзором, устарело. Чтобы дети захотели подкрепиться между уроками, над блюдами должны работать на только ученые и диетологи, а также маркетологи и своего рода фуд-дизайнеры. И в здоровом питании можно найти привлекательные грани вкуса.
– Губернатор Игорь Кобзев не раз открыто признавался, что намерен превратить Иркутск в столицу Сибирского федерального округа. Иркутяне достойны того, чтобы жить в комфортном и современном городе. Мы полностью разделяем эти намерения и готовы предложить инвестиции, команду профессионалов, опыт и решения, проверенные временем и доказавшие свою эффективность. Копившиеся годами проблемы в коммунальной и транспортной сферах не дают времени на раскачку. Мы готовы к конструктивному диалогу и сотрудничеству с администрацией Иркутска. Без участия городской власти ни один из перечисленных проектов мы не сможем реализовать, – резюмировал Сергей Кармазин.
На правах рекламы