На что жаловались покупатели в 2020 году?
Отказали в возврате денег за некачественный товар. Обманули в банке, навязав страховку. На что еще жаловались покупатели в 2020 году, рассказал президент Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев.
Запишите телефон
Обратиться в Иркутскую областную общественную организацию по защите прав потребителей можно по телефону 8 (3952) 40-17-46.
Неисправный айфон
В общественную организацию поступает до 600 обращений в год. В основном это жалобы на некачественные смартфоны и прочие технически сложные товары.
– В декабре мы выиграли дело по айфону стоимостью больше 100 тыс. рублей. Родители купили его в подарок дочери. Он пролежал более 15 дней, а когда его активировали, обнаружили серьезную неисправность. Известная сетевая структура, где брали смартфон, необоснованно отказала в возврате денег. Пришлось обращаться в суд, который длился больше года, – рассказывает Виктор Низовцев.
Были проведены две экспертизы – каждая в пользу потребителя. По закону технически сложный товар можно вернуть продавцу в течение 15 дней с момента покупки. Несмотря на это деньги через суд получить удалось, поскольку недостаток был очень существенный, а расходы на ремонт соизмеримы со стоимостью аппарата.
– Учитывая пандемию и тяжелое положение бизнеса, суды стали снижать размеры штрафов и неустоек. В этом деле взыскана стоимость товара, плюс 60 тыс. неустойки, хотя она к тому времени составила около 300 тыс., – поясняет он.
Довольно часто потребители жалуются на некачественную мебель. Сразу пять исков подготовили общественники в адрес саратовского производителя мебели, которую активно продавали в сетевых магазинах по Иркутской области.
– Самый распространенный обман, когда полученный товар не соответствует качеству и описанию в каталоге, – говорит Виктор Низовцев.
Когда обещанный концерт?
Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, многие не могут вернуть деньги за авиабилеты и турпутевки.
– Потребителям предлагают вместо денег ваучеры, переносят тур на год-два, хотя перспектива совершить путешествие даже через это время довольно туманна, – продолжает руководитель организации. – Все это есть в постановлении правительства, которое предусматривает разные меры поддержки бизнеса. Но такие инициативы бьют по карману населения. Через суд все же можно попробовать вернуть деньги за несостоявшуюся поездку, но туда идут далеко не все.
Та же схема действует при отмене концерта или спектакля, билеты на который куплены заранее. Организаторы пользуются лазейками в законодательстве и деньги не возвращают. Только через год, если концерт все-таки не состоится, у потребителя появится право требовать деньги.
Обманули в банке
В 2020 году участились жалобы на действия банков. Одно из последних обращений – от женщины в возрасте старше 80 лет, которая пришла переоформить вклад, а ей навязали «очень выгодный новый банковский продукт». Уже дома пожилая женщина обнаружила, что поставила подпись в договоре инвестиционного страхования. По опыту защитников прав потребителей накопительное страхование довольно часто банки предлагают именно пожилым людям.
Еще люди жалуются на банки, которые обманывают клиентов при заключении кредитного договора. Они предлагают страховку, при этом говорят, что по закону от нее можно отказаться в течение 15 дней, даже не упоминая о том, что при этом процентная ставка по кредиту возрастает.
Есть жалобы на отказ в реструктуризации займов. Банкам рекомендовано идти навстречу потребителям, попавшим в трудные жизненные ситуации, заболевшим, потерявшим работу. Но не все банки эту рекомендацию выполняют.
– В этих случаях мы советуем обращаться в Центробанк, в суд здесь идти бессмысленно. Пытаемся воздействовать на банки через регулятора, чтобы он сподвигнул пойти навстречу потребителю. Удавалось решить эти вопросы с помощью финансового омбудсмена, – уточняет Виктор Низовцев.
Посылка-пустышка
В последние годы люди стали чаще совершать покупки через интернет. Здесь, предупреждает наш эксперт, всегда есть риск получить посылку-пустышку, поскольку товар идет наложенным платежом. Человек оплачивает его при заказе, либо при получении, вскрывает позже и обнаруживает, что там нет вообще ничего или то, что он не заказывал. Таких жалоб очень много.
– Мы сразу выясняем, с кем заключен договор купли-продажи. Зачастую люди просто заходят на какой-то сайт, оплачивают и ждут товар, ничего не зная о продавце. Постарайтесь собрать полную информацию: наименование магазина, ИНН, адрес. Только тогда есть шансы вернуть деньги. Если товар приобретался через сайты-агрегаторы, можно попробовать найти продавца через них, – советует Виктор Низовцев.
В случае если товар, полученный через интернет, не приглянулся, в течение семи дней можно от него отказаться, отправив обратно с вычетом расходов на пересылку. Правда, сейчас эта норма работает плохо, поскольку товар можно отправить, а денег не получить. Фирма-продавец может оказаться однодневкой.
Если никакой информации о продавце и агрегаторе нет, выход один – обращаться в полицию по факту мошенничества. Полиция также займется вашим делом, если товар пропал по вине недобросовестных работников почты. Случаев таких сколько угодно и по России, и в нашем регионе.
Возврату не подлежит…
«Товар, проданный со скидкой или по акции, обмену и возврату не подлежит». Такое объявление можно часто встретить в магазинах. Однако скидки не освобождают продавца от ответственности за продажу некачественного товара.
– Продавая товар, продавец обязан назвать конкретный его недостаток, по которому произошла уценка. Если этого нет в письменной форме, потребитель вправе предъявить требования, – говорит Виктор Низовцев.