«Среди учителей не принято говорить о выгорании…»
Профессиональное выгорание среди учителей более распространено, чем среди сотрудников бизнес-структур. Таковы результаты тестирования, которое провел Яндекс. В нем приняли участие более 38 тыс. человек со всей России, из них более 4 тыс. – из Иркутской области.
В бизнесе это состояние испытывают 50% сотрудников, а среди учителей – 75%. При этом в острой фазе выгорания находятся 38% педагогов. При оценке учитывались такие проявления выгорания, как эмоциональное истощение и усталость, равнодушное или негативное отношение к месту работы, недовольство трудовыми условиями и формальное отношение к выполнению своих задач.
Людмила Сафонова, учитель литературы и замдиректора лицея Черемхово, считает, что режим многозадачности, высокая загруженность отчетностями и проверками – основные факторы, которые способствуют выгоранию учителей сейчас.
– В профессиональном сообществе не принято говорить о выгорании. У педагогов очень высокий уровень требований к себе, почти все наши учителя перфекционисты, но у этого есть оборотная сторона. Многие считают выгорание признаком своей профессиональной слабости. Многозадачность и постоянная нехватка времени – основная причина профессионального выгорания. Наряду с работой с детьми и родителями существует много проверок, в том числе всероссийские, которым подвергаются учителя, мониторится подготовка к государственной аттестации. В последнее время интенсивность труда учителя значительно возросла. Колоссальная нагрузка падает на плечи классных руководителей – это те люди, которые работают 24/7, – рассказала Людмила Сафонова.
Выяснилось, что на выгорание влияют неудовлетворенность условиями работы, нехватка амбициозных задач и возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Опытные преподаватели испытывают большее недовольство условиями работы, чем их начинающие коллеги. Так, среди респондентов, проработавших в школе более 31 года, – недовольных 60%, тогда как среди тех, чей стаж меньше трех лет, этот показатель составляет 42%.
Людмила Сафонова также отметила, что в борьбе с выгоранием помогут навыки тайм-менеджмента, а цифровые образовательные ресурсы снимут часть рутинных задач. Кроме того, учитель отметила, что педагогам нужны психологические консультации.
– Уровень профессионального выгорания может частично снизить эффективный тайм-менеджмент, умение разделять приоритеты. Сейчас большим подспорьем для облегчения педагогического труда стали цифровые платформы. Технологии очень помогают, особенно в период дистанционного обучения. К примеру, автоматическая обработка тестов – это неоценимое преимущество, ведь освобождается много времени. Хочу также заметить, что учителям были бы полезны психологи. На мой взгляд, консультации с психологами среди педагогов сейчас просто необходимы, а если онлайн-платформы будут предлагать такие бонусы, то это, думаю, станет очень востребовано, – рассказала Людмила Сафонова.
У педагогов, которые находятся в острой фазе выгорания, резко падает эффективность, возникают конфликты с коллегами и родителями школьников. Учителя отстраняются от учеников и могут обесценивать их успехи, отмечают эксперты.
Кстати:
Исследование проводилось с целью понять текущее состояние школьных преподавателей и разработать для них методические и технологические решения проблемы выгорания. Для учителей, ощутивших на себе состояние выгорания, был разработан бесплатный онлайн-курс «Эмоциональное выгорание у педагогов».