В регионе началась перезагрузка молодежной политики

До 35 лет включительно

В Иркутской области число молодежи выросло до 700 тыс. человек. Это произошло благодаря новому федеральному закону, который увеличил возраст молодых до 35 лет. Какие возможности он дает?

 

Жилищные сертификаты

30–35 лет – возраст экономически и социально активных людей, которые работают во всех отраслях и генерируют новые идеи и проекты, поэтому государству важно было расширить возрастные границы поддержки их инициатив, – подчеркнул Егор Луковников, министр по молодежной политике Иркутской области. – У молодежи России наконец-то появился свой федеральный закон. К этому событию мы шли почти 20 лет. Теперь молодежная политика будет выстраиваться как самостоятельная отрасль. Кроме того, принятие закона направлено на нормативное омоложение населения РФ, что вполне обосновано в связи с ростом продолжительности жизни. Теперь молодежь – социальная группа граждан в возрасте до 35 лет включительно.

По словам Егора Луковникова, региональному правительству в условиях 2020 года удалось сохранить бюджет на реализацию программы «Молодым семьям – доступное жилье». Он составил чуть более 200 млн рублей, в том числе 50 млн рублей из федеральной казны. В 2021 году федеральное финансирование вырастет до 120 млн рублей. Кстати, программа Иркутской области лидирует в Сибири по количеству выданных жилищных сертификатов. Так, в 2021 году будет выдано более 500 сертификатов в 33 муниципальных образованиях.

В запланированных объемах сохранили финансирование программы и муниципалитеты, – подчеркнул Егор Луковников. – Федеральный закон позволяет устанавливать возрастные рамки в различных программах поддержки молодежи более чем 35 лет. Например, Иркутск продляет действие сертификата для семей, которые стоят в очереди на жилье, но по возрасту уже не подходят. Этот опыт можно тиражировать.

По словам министра, по статистике сегодня более 60% участников программы «Молодым семьям – доступное жилье» – это молодежь, работающая в бюджетной сфере, госсекторе, правоохранительных органах, на предприятиях. Около 30% – это молодые работники сферы услуг, индивидуальные предприниматели.

 

Уменьшить отток населения

До принятия федерального закона о молодежной политике у каждого региона было свое понимание возрастных границ.

Например, у нас по закону, который работает с 2008 года, молодежью считались граждане от 14 до 35 лет, – отметила Ирина Синцова, председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания. – Федеральный закон создает условия по перезагрузке молодежной политики в стране. Увеличение возрастного ценза говорит о том, что некоторые направления нашей работы должны быть качественно пересмотрены. Мы должны определить интересы этой категории молодежи и ее приоритеты. Была идея продлить возраст молодости и до 40 лет, я думаю, это тема будущего.

В частности, Ирина Синцова отметила, что новый закон поможет сформировать более привлекательные условия жизни и реализации инициатив молодежи в регионе, что уменьшит отток населения из Иркутской области. По ее словам, за пять лет из Приангарья уехало 121,4 тыс. человек в возрасте 18 до 35 лет. Большая часть выехала в 2016 году. Одной из главных причин были недостаточные условия для самореализации. Однако за последние годы тенденция преобладания выехавших над въехавшими снижается. Если в 2016 году эта цифра составляла 2678 человек, то уже в 2019-м – 546 человек.

 

«Новые молодые»

В новом законе были учтены и некоторые предложения, внесенные Общественной палатой Иркутской области. Как отметил председатель комиссии по делам молодежи, спорту и патриотическому воспитанию Петр Неупокоев, «новые молодые» теперь могут попасть в грантовые программы, которые реализуются на территории региона. Синергия зрелости «новых молодых» позволит Приангарью развиваться более успешно.

 

 

Председатель Молодежного парламента при Законодательном Собрании Иван Комельков рассказал, что еще в 2019 году было решено усовершенствовать нормативно-правовую базу областного закона:

– Многие ребята старше 30 лет участвуют в молодежных проектах, но выпадают из мер господдержки. Опережая принятие федерального закона, мы уже тогда внесли поправки.

Регионы активно участвовали в создании нового федерального закона, и многие их инициативы были поддержаны и нашли отражение в нормативном акте. Однако, по словам Ивана Комелькова, там нет понятия молодежных многофункциональных центров, которые сегодня работают как эффективный инструмент, аккумулируя различные инициативы.

 

#Область молодых

В Приангарье пройдет региональный тур «Область молодых». Его цель – сформировать молодежные управленческие команды. В течение года эксперты посетят с образовательной программой 22 территории, обучение пройдут 2000 молодых жителей области.

– После обучения такие команды при поддержке министерства смогут развивать свои идеи в городах и районах Иркутской области. Каждый участник получит возможность сотрудничества с наставником, узнает, как получить поддержку местной администрации и СМИ у себя на территории. И главное – у всех появится шанс разработать и представить свой проект на региональном уровне, – отметил министр по молодежной политике области Егор Луковников.

Все авторы региональных проектов встретятся на очной сессии на Байкале. Лидеры обучения смогут присоединиться к туру #ОбластьМолодых в качестве экспертов.