Удаленка открыла новые возможности  

На работу в тапочках

В пандемию многие организации Иркутской области были вынуждены частично или полностью перейти на удаленную работу. Некоторым так понравился новый формат, что они решили и не возвращать своих сотрудников в конторы.

 

Поправки в Трудовой кодекс

С начала 2021 года новые взаимоотношения работодателя и сотрудников компании закреплены на законодательном уровне. В Трудовом кодексе теперь прописаны права и обязанности тех, кто перешел на удаленную работу. Как отметила министр труда и занятости Иркутской области Наталья Воронцова, никакой массы документов для этого не требуется – только дополнительное соглашение к трудовому договору или заключение нового при приеме на работу.

В целом переход на удаленку – дело добровольное. Но работодатель в случае катастрофы, аварии или несчастного случая на производстве, эпидемии, наводнения может перевести своих сотрудников на дистанционную работу без их согласия. В законе прописаны дополнительные гарантии по оплате труда. В частности, удаленка не является основанием для снижения зарплаты. Трудовой кодекс в новой редакции обязывает работодателя обеспечить дистанционного сотрудника необходимыми средствами и оборудованием. Но только в том случае, если перевод произошел по форс-мажорным обстоятельствам. По словам Натальи Воронцовой, оплата интернета, сотовой связи и других расходов, которые несет работник, – это все по договоренности с работодателем.

Кстати, если работник «в домашних тапочках» не выходит на связь с работодателем более двух дней, это по новому закону является веским основанием для увольнения. Директор также может расторгнуть трудовой договор, если сотрудник на удаленке, например, переехал на дачу, где нет интернета, и не может выполнять свою работу.

 

Продуктивность не снизилась

В Иркутской области многие компании в период пандемии перешли на удаленный режим. В основном это организации в сфере финансов, информационных технологий, образования, средства массовой информации, интернет-торговля. Так, управляющий банком «Открытие» в Иркутской области Владимир Чернышев рассказал, что в прошлом году были переведены на удаленный режим работы сотрудники, которые не связаны с обслуживанием клиентов очно. Временно уходили на удаленку и те, кто контактировал с заболевшими ковидом, но сами не имели признаков заболевания.

Сотрудникам банка предоставляется удаленный доступ к своему основному рабочему месту, – продолжил Владимир Чернышев. – Для качественной и оперативной работы нужны только компьютер и хороший канал интернета, что в современных условиях легко достижимо. На продуктивности сотрудников и, тем более, на качестве обслуживания клиентов это никак не отразилось. Все процессы активно контролируются. На сегодняшний день у нас уменьшилось количество сотрудников на удаленке, но пока мы продолжаем эту практику.

Между тем в Приангарье переводили на удаленку часть сотрудников даже компании, которые занимаются производством. Например, в Иркутской нефтяной компании от 50 до 90% офисных работников в период пандемии вели трудовую деятельность дома. Для них были созданы все необходимые условия – обеспечение персональными компьютерами и средствами связи, предоставление возможности онлайн-общения, в том числе с участием внешних партнеров. А для оперативного обмена документацией была организована работа курьерской службы.

 

Выгодно для обеих сторон

Аналитики считают, что формат работы в удаленном режиме открыл новые возможности для российских компаний, особенно в сфере создания интеллектуальных продуктов, а также торговли. Согласно ряду опросов, проведенных в прошлом году, многие организации не желают возвращать своих сотрудников в офисы либо планируют оставить на удаленке часть работников. К примеру, в головном офисе банка «Открытие» заявили, что в течение этого года треть персонала переведут на постоянную удаленную работу. Это выгодно для обеих сторон. Для работников плюсы в экономии времени и расходов на передвижение, а для компании – сокращение затрат на содержание офисных помещений.