Победить рак может только дисциплинированный человек
4 февраля ежегодно отмечается Всемирный день борьбы с раковыми заболеваниями. Все страны мира борются с этой болезнью, но у нас, в России, по-прежнему огорчает количество тяжелых, запущенных случаев. Об этом мы беседуем с главным внештатным онкологом министерства здравоохранения Иркутской области, президентом ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», д.м.н., профессором Викторией Дворниченко.
– Мало иметь современное оборудование и квалифицированных медиков, нужно понимать, что клетки, которые когда-нибудь станут опухолью, есть в каждом человеке, – говорит Виктория Владимировна. – Победить опухоль можно, но победить ее можно только в ранней стадии. И тут очень важны такие человеческие качества, которые, казалось бы, не имеют непосредственного отношения к онкологии: желание жить, самовоспитание, дисциплина… Каждому человеку старше 45 лет необходимо обследоваться на онкологию. От макушки до пяток, используя весь арсенал оборудования, который сегодня есть в нашем распоряжении. Здоров? Приди через пять лет. А если пропустить этот срок, то могут возникнуть проблемы, которых мы сразу не увидим, а потом может оказаться поздно. Победить рак может только дисциплинированный человек.
Я завидую японским коллегам, с которыми мы тесно сотрудничаем много лет. У них 95% пациентов имеют первую стадию рака желудка. И 2020 год мы хотели с ними посвятить опухоли желудка: они готовы были приехать, курс лекций прочитать, показать на больных, дать методику эндоскопических исследований. Но коронавирусная инфекция вмешалась в наши планы, закрыла границы. Сейчас японцы снова рвутся к нам, и думаю, что в этом году мы все наверстаем. Тем более, что у нас закуплено очень хорошее оборудование, которое позволит это делать.
– О чем говорит статистика?
– К сожалению, смертность от злокачественных новообразований в Иркутской области пока высока (218,7 человек на 100 тыс. населения по данным на 2019 год) и превышает показатели в среднем по стране. Чаще стали у пациентов диагностировать рак легкого, в том числе у женщин, причем у некурящих. Выросло количество случаев рака желудка, тревожит статистика по опухолям женских половых органов, а вот показатели выявляемости по заболеваниям молочной железы радуют: 74% выявляются на ранней стадии.
Снижения заболеваемости не будет, пока четко не заработает система диагностики онкологических заболеваний. Когда наши поликлиники, онкокабинеты начнут выбирать группу риска из профосмотров и диспансеризаций, будут принимать людей, которые просто пришли и хотят обследоваться, ситуация изменится. Пока же ни здравоохранение, ни люди к этому не готовы. Профосмотры проходят формально, скажем прямо – много вранья.
Нужно больше внимания уделять скринингу. Что такое скриниг? Это массовые исследования среди людей, считающих себя здоровыми. Исследования крови, эндоскопия желудка, исследования молочной железы у женщин и предстательной железы у мужчин. Такие исследования позволяют диагностировать онкологические заболевания на ранней стадии. Сейчас поликлиники в принципе имеют такие возможности, но не все.
Хотим мы организовать и новые направления. Внимательно смотрим на заболевания легких. Во-первых, очень востребовано направление послековидной реабилитации. У нас есть хороший опыт реабилитации наших больных, и мы можем его применить в этой области. Во-вторых, немецкие коллеги готовы помочь нам своим опытом в области лечения опухолей легких. Есть предпосылки для создания собственной медицинской школы по этому направлению.
Сейчас медики резко продвинулись в области использования томографии для диагностики пневмонии: есть или нет, какая часть легких поражена. Это, так сказать, наследие ковида. Наработанный опыт нужно использовать и для нашей диагностики. Если есть такие аппараты, опыт исследований, то после 45 лет нужно обязательно направлять человека посмотреть, нет ли у него в легких чего-то нехорошего по нашему профилю.
Рак будет побежден, если мы будем предупреждать его заранее. Над этим работают передовые лаборатории мира, и мы, со своей стороны, не стоим на месте. Сегодня имеем богатейшую лабораторию по исследованию генетики. Генетика позволяет нам не просто заниматься ранней диагностикой, а выявлять предрасположенность к определенным заболеваниям. А это, в свою очередь, дает возможность углубленно наблюдать за конкретными пациентами. Позволяет нам генетика и подбирать наиболее эффективные препараты, которые необходимы для лечения, и это огромный прогресс.
А когда мы достроим новый радиологический корпус, Иркутская область сможет гордиться тем, что нам станут доступны все виды диагностики, которые возможны в мире, и лечение радиоактивными препаратами.
– Как и все медики, иркутские онкологи почти год работают в условиях пандемии. Новая инфекция осложнила жизнь вашим пациентам?
– Люди стали бояться посещать медицинские учреждения, опасаясь заразиться. Перестали ходить на профосмотры, даже если чувствовали, что опухоль растет, и приходили к нам, когда уже прижимает: на третьей-четвертой стадии рака.
Как и в других учреждениях здравоохранения, в диспансере было открыто отделение для пациентов с коронавирусной инфекцией. Это вынужденное решение, и возможно – не самое лучшее. Мы не смогли эффективно пролечить больных и заболели сами, из 1600 работников коронавирусом переболело 300. В конце 2020 года онкодиспансер одним из первых учреждений здравоохранения вернулся к обычной, плановой работе.
Сейчас у нас есть своя лаборатория, которая выполняет исследования на коронаврирус. Поначалу бывало и так, что приезжает больной из области, в направлении анализ на ковид отрицательный. Человек ложится на операцию, а через день температура поднимается, оказывается, что он «положительный». Значит, пациент либо получил недостоверный результат по месту жительства, либо к оформлению документов подошли формально. Нас это очень огорчало. А у нас 1600 работников, они должны быть обследованы? Должны, причем регулярно. А 25 тыс. больных, которые проходят через поликлинику и стационар? Нашли деньги, открыли собственную современную лабораторию, теперь сами делаем анализы.
– Какие планы на 2021 год?
– Делаем ремонт в здании онкологической поликлиники, что на углу Карла Маркса и Каландаришвили в Иркутске. Ремонт идет медленнее, чем хотелось бы, это связно с тем, что здание – памятник старины, приходится учитывать требования по охране. Центр по реабилитации готовим, центр по профилактики – на все сразу не хватает денег, порой не все получается, но мы работаем, боремся.
Но главная задача – достроить радиологический корпус. Очень важно получить и освоить 2,4 млрд рублей, которые должны прийти из федерального бюджета. Надеюсь, эти вопросы будут решены. Необходимо сделать заново федеральную экспертизу сметной стоимости проекта, поскольку за то время, пока мы ожидали финансирование, проект претерпел определенные изменения. Нам нужно учесть эти изменения, но сохранить прежнюю сумму – 5,1 млрд рублей. Поэтому будем продолжать работу с Росатомом, мягко и корректно отстаивая свою позицию. Будем использовать новые модели финансирования, например, по приобретению оборудования в лизинг.
Кадры готовы, это молодые выпускники российских университетов, которые помогли нам создать сильную группу физиков-радиологов, химиков-радиологов, биологов, фармакологов.