Зачем они вышли на митинг?
Во многих городах России 31 января состоялись акции в поддержку арестованного блогера Алексея Навального. В Иркутске, по разным оценкам, в них приняло участие от 200 до 500 человек. Протестующие в сопровождении полиции и Росгвардии прошли от улицы Урицкого до площади графа Сперанского. Причем большая часть граждан, вняв предупреждениям правоохранительных органов, покинула несанкционированное шествие. Оставшиеся – около 170 человек – попытались организовать митинг у здания правительства, который был пресечен действиями ОМОН.
По информации правоохранительных органов в несанкционированных митингах принимали участие несовершеннолетние. Они – не пушечное мясо и не средство борьбы. Мне не нужны политические флешмобы. Каждый имеет право открыто высказывать свою позицию, но делать это надо в правовом поле. Гораздо важнее не сам выбор, сколько его последствия. Для меня как губернатора приоритетными являются вопросы прохождения студентами производственной практики и дальнейшее их трудоустройство, чтобы они не уезжали, а могли найти хорошую работу в Иркутской области. К разговору по этим темам я всегда открыт.
Игорь Кобзев, губернатор Иркутской области
Массовые рассылки
Накануне несанкционированного митинга руководитель аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области Татьяна Афанасьева обратилась к руководству городов и районов с просьбой акцентировать внимание на незаконном вовлечении в политическую активность несовершеннолетних. Она отметила, что интерес подростков к оппозиционному движению в последнее время возрастает:
«Участие в протестных акциях, в том числе несанкционированных, становится для молодежи своеобразным трендом. Такая ситуация вызывает беспокойство и недовольство представителей власти, психологов, политологов, активистов».
Детского омбудсмена тревожит, что «взрослые, пользуясь тем, что тематика протеста политического или экономического устройства сложна для понимания подростка, используют молодежь, предлагая материальные и нематериальные методы стимулирования».
Татьяна Афанасьева отмечала, что «…в соцсетях на таких популярных площадках, как YouTube, Tik-Tok, Vkontakte, «Одноклассники» были зафиксированы массовые рассылки среди детей и молодежи с призывом принять участие в мероприятиях. Также в рассылках давались подробные инструкции несовершеннолетним, как себя вести в случае задержания сотрудниками полиции, что говорить, а главное, не сообщать о своем местонахождении родителям, об участии в митинге, придумывать ложные причины отсутствия для родителей». Детский омбудсмен расценивает действия распространителей данной информации, а также само участие несовершеннолетних в митингах как незаконные и влекущие за собой правовые последствия.
Жертвы политтехнологов
Участием подростков и молодежи в несанкционированном протесте озабочен председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Николай Труфанов:
– Молодость – это всегда море кипучей энергии, море устремлений. Одна из задач партии «Единая Россия» создать такие условия, когда молодежь выплеснет свою энергию в мирное, созидательное русло. Найдет себя в спорте, а не на улице, найдет себе дело по душе. Глядя на нынешних подростков, я узнаю в них себя, они также хотят изменить этот мир, как им кажется, к лучшему. У них много энергии, и они ищут выхода для нее. Но меня не может не расстраивать то, как эту нерастраченную энергию направляют различные люди, лишь прикрывающиеся благими целями.
О том, что подростки становятся жертвами политтехнологов, сообщают не только из Иркутска. В Усть-Илимске мать 15-летней участницы несанкционированной акции выступила с видеообращением к родителям. Женщина рассказала, что ее дочь пошла на протестное мероприятие из-за любопытства, насмотревшись многочисленных призывов и роликов в соцсетях. Когда школьница находилась в группе молодых людей, организаторы вручили ей плакат и сказали держать его повыше. Позднее, наряду с другими участниками, она была доставлена в ОВД. В отношении матери подростка составлен административный протокол по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, предусматривающей ответственность родителей или законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию. Девочка поставлена на учет в подразделении по делам несовершеннолетних.
В своем видеообращении женщина предупредила, что подростки по-прежнему получают приглашения от неизвестных пользователей, и попросила обратить внимание на детей, чтобы позднее они не пострадали, как ее ребенок.
Низко и недостойно
Методы, которыми организуются несанкционированные митинги в Иркутске, вызывают серьезные вопросы и у депутата Госдумы от Иркутской области Михаила Щапова:
«Долго не хотел высказывать позицию по поводу митингов. Слишком много мути вокруг них и много вопросов. К обеим сторонам. Я всегда придерживался той позиции, что право мирно, без насилия высказывать свою позицию, в том числе и на уличных акциях, – это конституционное право. У людей есть вопросы к власти, они имеют право их задать и быть услышанными. Я придерживаюсь этой позиции и сейчас. Но я вижу, какими методами эти митинги организованы. Еще летом создана группа (в Фейсбуке. – Ред.) якобы в мою поддержку. А сейчас через рекламу с нее призывают идти людей на митинг. Данная группа ко мне не имеет отношения. Я не давал разрешения делать такие призывы от своего имени, сам не призывал. Получается, некто целенаправленно от моего имени вводит в заблуждение пользователей соцсетей. Я считаю, что это низко и недостойно. Раньше я выдерживал нейтральную позицию по теме митингов, но теперь у меня серьезные вопросы к организаторам и их методам ведения агитации».
Решительно против подобных методов политической борьбы высказываются и представители общественных организаций.
– К любым несанкционированным акциям, под каким бы благовидным предлогом они не организовывались, отношусь отрицательно. Особенно неправильно то, что лица, находящиеся за пределами страны или получающие финансирование из-за рубежа, решают свои политические вопросы, втягивая в противоправную деятельность несовершеннолетних, просто обманывая их, оставляя в беде после акции, – говорит председатель правления общественного фонда поддержки участников боевых действий «Ветеран» Олег Торский. – Ветераны стоят на позиции, что наша молодежь лучшая в мире, способна разобраться в сложных ситуациях, которые происходят. Знание истории, героического прошлого народа должно подсказать им, что призывы к несанкционированным митингам направлены только на одно – развал страны, в которой им дальше жить, созидать, воспитывать своих детей. Родители должны внимательнее относиться к интересам своих детей, разъяснять им, что противоправная деятельность ни к чему хорошему не приведет, принимать меры по недопущению подростков на такого рода мероприятия.
Выплеск энергии
По мнению министра по молодежной политике Иркутской области Егора Луковникова, произошел выплеск энергии молодежи, которая накопилась за год ковидной реальности:
– За тот год, когда они учились дистанционно, были лишены возможности живого диалога с педагогами, воспитателями, с нами, как организаторами молодежной политики. Возникла необходимость в общении. Официально собираться было нельзя, а тут появилась возможность сделать это неофициально, причем так, что потребность молодежи в признании, популярности, удовлетворении подросткового нигилизма сыграла свою роль. Наша задача – сократить информационный разрыв, как можно скорее вступить в дискуссию, направленную на то, чтобы ребята чувствовали, что мы не настроены против них. Нам сегодня важно их мнение: зачем они вышли на митинг, каких преобразований они хотят?
Министерство по молодежной политике в кратчайшее время запустит дискуссионные площадки. Планируется провести региональный тур «Область молодых», охватить более 20 муниципалитетов, провести форсайт-сессии, выявить проблемы, которые волнуют жителей региона от 14 до 35 лет. Конкретные предложения лягут в новую госпрограмму «Молодежная политика в Иркутской области».