100 фактов о Байкале
Продолжаем знакомить вас с малоизвестными научными фактами о Байкале. Сегодня сотрудники ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» рассказывают о том, как происходит ледостав на озере в этом году, и кто ходил по байкальской ледовой дороге в прошлом тысячелетии.
Факт №4
Особенности ледостава
Если совершить сегодня поход на лыжах или прокатиться на «Хивусе» по первому байкальскому льду из Листвянки в Большие Коты, то придется путешествовать морем, на километровом удалении от берега. Ведь на всем протяжении пути прибрежье забито ломаным льдом, большими торосами толщиной 20 см и более. Откуда здесь такой мощный лед, если акватория в этой части Байкала только лишь начинает замерзать?
За полем торосов – ровный лед трехдневного возраста, едва доросший до 5 см. Причины этого необычного явления две – землетрясение и сильный ветер. На мелководьях восточной стороны Байкала, где менее чем на западной выражен отепляющий эффект глубинных вод, лед появляется значительно раньше и намерзает быстрее. К 12 января, когда Прибайкалье пробудилось от подземных толчков, на востоке озера был уже солидный ледовый щит. Ни один шторм не мог бы сломать его – но что силы шторма в сравнении с силой подземных глубин? Масса разбитого льда ушла в дрейф, а через неделю оказалась под сильным ветром с северо-востока и завершила свое путешествие у противоположного берега. Передний фланг ледовой когорты вошел в берег, вспахал тонны гравия и переломал деревья. Сотни тысяч ледовых обломков остались в прибрежье на плаву, где и были схвачены пришедшими морозами.
Кстати, в этом сезоне батюшка Байкал припозднился с замерзанием: по данным Иркутского Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, сроки ледостава задержались по отношению к средним многолетним показателям на четыре-восемь дней. Но это в пределах нормы. Бывали годы, когда озеро держалось под натиском морозов до последнего и начинало примерять ледяной покров на две недели позже нормы. К примеру, в 1984 и 1995 годы зафиксировано «отставание» на 18 дней.
За толщиной льда на Байкале пристально следят с 1944 года, на стационарных пунктах наблюдения в строго выбранных местах (всего их 18). В настоящее время Священное море местами все еще сохраняет большие участки открытой воды в своей южной части, а на севере толщина льда меньше средних многолетних значений на 10–12 см.
Факт №5
Эффект весеннего льда
Исток Ангары забит льдом, который от мелководий восточной стороны Байкала пригнал ветер. Лед, предположительно, был расколот землетрясением 12 января, после чего огромная его масса ушла к противоположному берегу. Немало осколков попало в исток Ангары, но заходу их в русло с течением реки воспрепятствовал сильный встречный ветер. Льдины остались в истоке – и вот здесь-то со временем стала проявляться странная картина, будто действо происходит не в январе, при жестоком холоде, а в апреле. Лед промокает, растапливается и разрушается на глазах, не имея шанса «перезимовать». А причина этого, казалось бы странного явления, проста – тот самый ветер образует на поверхности встречные течению волны. Льдины же испытывают воздействие двух противопотоков воды температурой около 3 градусов (не теплая, но все же достаточная для таяния льда) – снизу, а сверху, в направлении востока, перетекает волна. Не всякая структура такое выдержит!
Факт №6
Декабристский ледовый путь
В прошлом тысячелетии ледовая дорога через Байкал у многих жителей России ассоциировалась вовсе не с отдыхом и незабываемыми красотами, а с… каторгой! От Иркутска, через Большие Коты и дальше по льду в Забайкалье шли пешие ссыльные: декабристы, повстанцы, уголовники.
От Иркутска к востоку их путь пролегал по тракту, который сейчас покоится на дне Иркутского водохранилища. От поселка Большая Речка – на север, по дороге вверх по долине Большой Речки, до поселка Черемшанка. Вероятно, там было место ночевки, а на следующий день этап шел до Байкала. Сначала пологий подъем таежной дорогой вверх по пади Черемшаная, потом перевал к Байкалу и удобный спуск к нему. В Больших Котах отдыхали, готовили дрова для тех, кто пройдет этим путем следом за ними, и уходили в длинный переход на восточный берег Байкала, навстречу своей судьбе. По льду шли в кОтах – башмаках на деревянной подошве, изготовление которых стало промыслом жителей прибрежного поселка. Название поселка тоже от этих кОтов, а совсем не от домашних котиков.
В ХХ веке, с началом работы Транссиба, пешие этапы ушли в прошлое. Старая дорога кандальников на участке от поселка Черемшанка до Байкала превратилась в таежную стежку-дорожку, которой очень редко пользуются. А ведь по ней можно и летом хоть пешком, хоть на велосипеде. А зимой – на лыжах. Этот маршрут доступен, его можно пройти за выходные. Кандалы не обязательны, но без рюкзака не обойтись. Необходимо также разрешение на посещение Прибайкальского национального парка.