Вылететь из пандемии
Сколько аэродромов нужно региону?
Аэропорты Иркутской области смогут вернуть пассажиропоток, который был до эпидемии, не ранее 2022 года. А пока, несмотря на сложную ситуацию, ведутся подготовительные работы по реконструкции двух аэропортов – в Братске и Бодайбо.
Транспортная отрасль признана самой пострадавшей в пандемию. Во всех семи аэропортах Приангарья отмечается падение пассажиропотока. Например, если в 2019 году аэропорт Иркутска перевез около 2,2 млн человек, то в 2020 – 1,4 млн. Снижение почти в два раза.
– Сегодня ситуация улучшается, пассажиропоток восстанавливается, – говорит Денис Шуваев, начальник управления автомобильного транспорта с полномочиями заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. – С 8 февраля были открыты международные линии. Но вернемся к цифрам 2019 года не ранее 2022 года. И то, если будут отменены все ограничительные мероприятия, связанные с коронавирусом.
В регионе подготовлен проект стратегии развития воздушного транспорта и субсидирования пассажирских авиалиний. Сейчас он на согласовании. Кроме того, принята программа развития транспортной инфраструктуры Иркутской области, которая была разработана совместно с научным сообществом.
– Основная задача стратегического документа, разрабатываемого министерством, – это определение оптимального количества аэродромов для региона, – рассказал Денис Шуваев. – К примеру, в Советском Союзе у нас летали малые самолеты по маршрутам Иркутск – Усть-Уда, Иркутск – Усть-Орда. Внутрирегиональное сообщение было очень оперативным. Это важно, учитывая протяженность нашего региона, когда из одного района в другой люди вынуждены добираться более суток. В настоящее время ведется подготовительная работа по реконструкции двух аэропортов Иркутской области.
В Братске заказчиком со стороны Российской Федерации выступает ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Финансирование осуществляется напрямую федеральными органами власти. Контракт по реконструкции полосы аэропорта Братска заключен с ООО «Строительно-производственная база «СоюзСтрой». Его цена – 1,19 млрд рублей. Планируется расширить летное поле, реконструировать перрон, аварийно-спасательную станцию, инженерные коммуникации.
– В связи с ремонтом примерно 50% аэропортового комплекса в Братске не используется. Срок окончания всех работ – 2022 год, – уточнил Денис Шуваев.
В стадии подготовки проектно-сметной документации – реконструкция аэропорта Бодайбо. Объект включен в федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». На взлетно-посадочную полосу предполагается затратить около 4,8 млрд рублей. Основные работы намечены на 2022–2024 годы.
В иркутском аэропорту планируется реконструкция старого здания – международного терминала. По словам Дениса Шуваева, в 2020 году был объявлен конкурс на выбор финансового консультанта по привлечению инвестиций для развития аэропорта Иркутска. Однако торги не состоялись. По сути, организация-победитель должна оценить активы предприятия, разработать технико-экономическое обоснование объемов и сроков реконструкции и строительства инфраструктуры аэропортового комплекса, предложить стратегию привлечения инвестиций, полностью обеспечить сопровождение сделки с инвестором.
– Предусмотрено 55 млн рублей из областного бюджета, – продолжил Денис Шуваев. – Будет проведен повторный конкурс. Помимо реконструкции аэропорта Иркутска хотелось бы также получить предложения по строительству нового комплекса.
Справка:
В 2021 году в Приангарье будут действовать девять авиарейсов, субсидируемых из областного бюджета, чтобы жителям региона было проще добираться по приемлемым ценам. На маршрутах Иркутск – Казачинское – Иркутск, Иркутск – Усть-Илимск – Иркутск, Иркутск – Мама – Иркутск, Иркутск – Ербогачен – Иркутск количество рейсов по сравнению с 2020 годом увеличено. Появился новый субсидируемый маршрут – Иркутск – Киренск – Иркутск. Если раньше билет стоил 8–12 тыс. рублей, то теперь – 5,8 тыс. рублей.