Тутура: музей под открытым небом
Хотите узнать историю России не из книг и учебников – поезжайте в Жигаловский район в село Тутура. Здесь сохранились крестьянские усадьбы начала XIX века, здание церковно-приходской школы, дом-музей Валериана Куйбышева с подлинными вещами ссыльных, а в местной школе до сих пор действует пионерская дружина.
Справка:
Тутура – самое старинное село Жигаловского района. В следующем году ему исполнится 390 лет. Началось оно с острога, основанного в 1632 году одним из отрядов енисейского сотника Петра Бекетова для защиты киренских тунгусов от нападения бурят. В 1656 году Тутура стала слободой, а в 1723-м – волостным центром. В Тутурскую волость входило 19 деревень.
Тихая гавань
Люди в Тутуре спокойные, без привычной сегодня нервозности и суетливости. Доброжелательные и очень гостеприимные. Вот и сельский руководитель Татьяна Томшина вместо того, чтобы жаловаться, как это частенько делают при встрече с журналистами главы администраций, наоборот, начинает хвалиться:
– Проблем у нас нет. Нужна была школа – построили. Новый детсад тоже будет. Уже подготовлен проект по программе минсельхоза. Пешеходный мост обещают начать строить в этом году. Уличное освещение есть, все дороги отремонтировали. Спортивные площадки – за счет шефов (так здесь называют спонсоров – Авт.) Много лет работаем с Газпром добыча Иркутск. Они нам и мебель в новую школу купили, и памятник участникам Великой Отечественной войны отремонтировали. В детском саду заменили все игровое оборудование и мягкий инвентарь. Подарки каждый год ребятишкам на Новый год и многодетным ко Дню матери дарят. В клуб – все оборудование, мебель, музыкальные инструменты, костюмы тоже привезли. Нынче попросили софиты для освещения сцены – будут. Недавно у нас появились новые друзья – Газпром подземремонт Уренгой. На их деньги мы напечатали книги о 100-летии Тутурской сельской администрации, 19 февраля была презентация. Экран, теннисный стол, бильярд для клуба нам тоже они купили. Илья Алексеевич Сумароков, гендиректор «Усольского свинокомплекса», дал денег на восстановление после пожара дома-музея Куйбышева.
В прошлом году, продолжает, они выиграли грант Русского географического общества, установили таблички на домах – памятниках архитектуры, разработали туристический маршрут. Теперь гостям предлагают к осмотру двухэтажный дом купца Мишарина, памятник первому комсомольцу Жигаловского района Иосифу Аксаментову, музей политических ссыльных и здание церковно-приходской школы 1833 года постройки. Оно, кстати, в прекрасном состоянии, здесь до сих пор работает ФАП. Нынче в Тутуре должен появиться новый модульный, а в прежнем хотят открыть музейный класс. Старинные парты, мебель, доски – все сохранено.
– От нас люди не уезжают. Рядом Ковыкта, райцентр. В селе нет ни одного пустующего дома. К нам в школу жигаловцы стараются своих ребятишек пристроить. Здесь ведь обучение, считай, индивидуальное, а там все школы переполнены. Да и тихо у нас, спокойно, безопасно, – заключает глава поселения.
Назад в СССР
Не меньше удивляют и местные школьники. Каждый прекрасно знает историю, связанную с Октябрьской революцией и советским прошлым нашей страны. Могут рассказать, например, что 27-летний Валериан Куйбышев был арестован за организацию петербуржской подпольной группы ленинцев, и с августа до октября 1914 года добирался от Иркутска до Тутуры пешком в кандалах. Его жена, Прасковья Стяжкина, которая находилась вместе с ним в ссылке, после революции работала в посольствах Италии, ФРГ, Англии, а в 20-х годах в Берлине была личной шифровальщицей советского разведчика Рихарда Зорге.
В Тутурской школе, начиная с 1924 года, работает пионерская дружина. Когда-то она носила имя Парижской коммуны, после – пионера-героя Зины Портновой, а теперь именуется «Алые паруса». В прошлом году из-за пандемии в дружину набора не было, поэтому нынче к приему в пионеры готовятся сразу три класса.
1 сентября 2019 года в селе открыли новую школу. Прекрасный спортивный зал, столовая, удобные кабинеты, компьютеры, принтеры – чего здесь только нет, но вот уроки истории учителя по-прежнему предпочитают проводить в музее.
Открылся музей политических ссыльных имени Куйбышева еще в 1988 году. И пусть после развала СССР улицы, площади, заводы и города, носящие имя этого революционера, переименовали, менять имя музея в Тутуре по-прежнему не собираются.
В одной из его комнат бережно хранятся личные вещи, письма, фотографии, книги. Во второй – собраны старинные предметы быта. Кстати, есть в Тутуре еще одна интересная история, связанная с Куйбышевым. В центре села, на аллее, среди монументов погибшим воинам и партизанам находится могила его племянника Владимира. Он приезжал сюда на открытие музея и умер. Предчувствуя смерть, попросил похоронить его здесь, где Валериан Куйбышев так почитаем.
Хозяин села
Главу КФХ Сергея Мишарина, как когда-то его далекого предка, односельчане уважительно именуют «хозяином». Их с дочерью фермерские хозяйства сегодня единственное производство в деревне. Впрочем, сам Сергей Леонардович от купеческого родства категорически отказывается. Зато с удовольствием рассказывает о своем деде по отцовской линии – первом коммунисте Жигаловского района. В середине 30-х годов его объявили врагом народа и сослали в Якутск. До места ссылки коммунист не добрался. Умер по дороге.
Сам Сергей Леонардович после окончания Тутурской школы уехал в Магистральный, строить БАМ. После жил и работал в Усолье. Вернулся в конце 80-х, устроился в геологоразведку, а вскоре началась перестройка.
– У нас с женой на тот момент было уже четверо ребятишек, вот-вот должен был появиться пятый, – поясняет он. – Понял, что выжить будет не так-то просто, вот и взялся поднимать свое хозяйство. Зарегистрировал в 1991 году КФХ и принялся за работу.
Обосноваться решил не в самой Тутуре, а в Наумовке, что в трех километрах от дома. Тогда, говорит, это место представляло из себя огромную помойку. Годами туда свозили мусор со всей округи. Хорошо, друзья «с разведки» помогли тракторами и бульдозерами. Расчистил-таки за несколько лет. Начал с разведения свиней, мясо сдавал в райпотребсоюз.
– Ни покосов, ничего тогда у нас не было, на островках косили, – вспоминает минувшее фермер. – Трав выходило мало, и какие там травы – «трень-брень». Начал сеять костры. И по сию пору им занимаюсь.
Свой первый трактор он выкупил в бывшем колхозе. Месяц, говорит, боялся к нему подступиться: не машина – металлолом. Однако довел все же до ума, вывел в поле. Сегодня у него в аренде больше 200 га земли, почти полсотни голов скота плюс телята, да столько же у дочери Татьяны. На лето они еще свиней берут. В апреле привозят, в ноябре забивают. Каждая свинья, хвалится, по центнеру, а то и больше выходит.
– Последние года четыре с мясом никуда не выезжаем, все в своей деревне распродаем, – продолжает Сергей Леонардович. – Нынче мост сорвало, погода была теплая, а людям надо же что-то есть, поэтому все раскупили. Прямо такая очередь за мясом образовалась, не хуже, чем в городе.
В течение 17 лет почти всю продукцию Мишарины сдавали в детские сады и школы района. Поставляли молоко, мясо, овощи с картофелем. Но после вступления России в ВТО в поставках им отказали. Только непонятно, говорит, кто от этого выиграл.
Дочь Татьяна выучилась в двух вузах, а после в деревню вернулась, по примеру отца свое КФХ открыла. Средний сын Сергея Леонардовича тоже в Тутуре живет, родителям помогает. Старший и младший – работают в полиции, а меньшая дочка перебралась в Северобайкальск, на железной дороге трудится.
По программе минсельхоза Татьяна построила для своей семьи дом, а по гранту «Начинающий фермер» подкупила скот и обновила ферму. Два года назад Мишарины взяли роторную косилку, валковые грабли, картофелекопалки, приобрели по лизингу новенький трактор. Нынче запускают еще одно сенохранилище.
На общественных началах Сергей Леонардович возглавляет добровольную пожарную дружину. Случись в деревне какая беда – сразу к нему. Выручает фермер земляков и с пиломатериалами, и с дровами.
– Пока у детей есть желание работать, буду хозяйство держать, – рассуждает Мишарин. – С землей у нас проблем нет, хоть сколько ее бери, да охотников нынче до крестьянского труда мало осталось. Раньше кругом колхозы и совхозы стояли. И скот держали, и хлеб растили. А теперь все за большими деньгами кинулись на месторождение. Того только не понимают, что кому-то и кормить работников надо…
Легенды Тутуры
Чудотворная икона
Стояла в старые времена в селе Тутура церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Главной достопримечательностью ее была небольшая икона Чудотворца Николая в серебряной ризе. По преданию, икона эта еще в XVII веке была отправлена на паузке по Лене из Верхоленска в Якутск. Когда казаки доплыли до устья реки Тутура, паузок остановился и не пошел дальше. Как ни бились мужики, не могли сдвинуть судно с места. Тогда икону оставили в Тутурском остроге и благополучно отправились в путь. Согласно народной памяти, во время пожаров, дважды случавшихся в церкви, большинство икон сгорело, но икону Николая Чудотворца огонь ни разу не тронул.
Найти клад
Вскоре после Октябрьской революции, перед тем как к купцу Мишарину должны были прийти для описи имущества, он глухой ночью спрятал свои ценности на окраине села Тутура. Кто-то из жителей видел, как он уехал на коне в лес с большущим мешком, а через некоторое время вернулся. Недолгая отлучка купца навела людей на мысли о том, что прятал тот свои сокровища, причем совсем неподалеку от села. Многие пытались найти клад купца Мишарина. Перекопали все в радиусе километра от его дома, пробовали искать и под самим домом, рыли даже на церковном кладбище. В конце 1970-х годов мальчишки обнаружили в купеческом особняке вход в подвал, но нашли там лишь покрытую ржавчиной саблю. В 1980 годах искали клад уже с помощью металлоискателя, но все попытки найти сокровища пока так и остались тщетными.