Что надо знать родителям детей, перенесших COVID-19
В Иркутской области около 7,3 тыс. детей переболели новой коронавирусной инфекцией, но после этого часть перенесли болезнь Кавасаки-подобный синдром. Об этом на пресс-конференции в газете «Областная» 18 февраля 2021 года сообщили главный детский кардиолог Иркутской области, руководитель кардиологического центра Иркутской областной детской клинической больницы и Первого российского центра исследований болезни Кавасаки им. Т.Кавасаки Людмила Брегель, а также и.о. заместителя главного врача по лечебной работе Вадим Альбот и заместитель главного врача по организационно-методической работе Иркутской государственной областной детской клинической больницы Сергей Белых.
– Около 60 детей болели коронавирусом в средней степени тяжести, трое – в тяжелой форме, остальные в легкой или бессимптомной, – рассказал Вадим Альбот. – Смертельных случаев детей именно от COVID-19 не было, за исключением тех случаев, когда коронавирусная инфекция была сопряжена с тяжелой патологией. Однако уже после перенесения коронавируса 18 детей заболели Кавасаки-подобным синдромом. Это чуть более 1%, но заболевание опасное. Корреляции между опасностью заболеть синдромом и тяжестью заболевания, нет. Часты случаи, когда перенесенный в легкой форме COVID-19 спровоцировал Кавасаки-подобный синдром.
Подробнее об этом рассказала Людмила Брегель:
– Данный синдром получил в мире еще одно название – мультисистемный воспалительный синдром, ассоциированный с COVID-19, похож по своим проявлениям на классическую болезнь Кавасаки, открытую доктором Т.Кавасаки в 1967 году. Определить ее возбудителя до сих пор не удалось. Заболевание относится к группе системных васкулитов. Кавасаки поражаются дети до 2-5 лет, Кавасаки-подобным синдромом заболевают, в основном, школьники. Больше выражена и полисистемность поражения, у 90% возникает состояние шока. Заболевание развивается не в ходе основной инфекции COVID-19, а через несколько недель либо после болезни, либо после контакта с больным. Исследования показали, что поступающие с синдромом дети не имеют патогена в носоглотке, но у всех есть титры антител класса IgM свидетельствующих о близости контакта, либо класса G, которые говорят о зрелом иммунном ответе, он возникает к концу третьей недели заболевания. Основная характеристика этого синдрома в том, что иммунная система ребенка реагирует по дисфункциональному типу с избыточным гипериммунным ответом. Именно гипериммунный ответ способствует появлению грозных симптомов, угрожающих жизни ребенка и создающих условия для развития шока с явлениями сердечной, дыхательной, печеночной, почечной недостаточности, нередко отеком головного мозга, поражением костно-мозгового кроветворения. То есть поражаются практически все системы, и состояние, в котором поступают дети всегда критичное.
Все 18 пациентов в Иркутской области, к счастью, выжили. Большая часть ребятишек заболели в конце ноября – начале декабря 2020 года, в январе 2021 года и уже вышли из реанимации. Четверо долечиваются в кардиологическом отделении ИГОДКБ и один – в Ивано-Матренинской детской больнице. Такое количество детей за 2,5 месяца для Кавасаки-подобного синдрома – очень много. Первая вспышка была зарегистрирована в марте-апреле 2020 г в итальянском городе Бергамо, где за 2-3 недели поступили 11 пациентов. Частота заболевания превысила обычную частоту в 30 раз. В Москве – более 200 случаев заболевания. В Иркутской области превышение частоты составило 7-8 раз.
Ранние симптомы также очень похожи на болезнь Кавасаки и характеризуются высокой, устойчивой к препаратам лихорадкой, сыпью на коже и слизистых, яркой окраской губ, конъюнктивитом глаз, гиперемией слизистых полости рта, покраснением, шелушением и отеком ладоней и подошв, увеличением лимфоузлов. Это внешние признаки, жизни ребенка они не угрожают. Основной процесс, угрожающий сердцу и другим внутренним органам, протекает в сосудах, вызывая одышку, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, изменения со стороны сердца и ЖКТ, почек и т.д. Симптомы поражения разворачиваются очень быстро, в течение нескольких дней и фактически развивается вазогенный, либо кардиогенный шок с повреждением сосудов или сердца. Дети поступают сразу в отделение реанимации.
Людмила Брегель акцентировала внимание на том, что развитие этого синдрома может быть спровоцировано неправильным лечением COVID-19.
– Очень часто эту инфекцию, как и другие вирусные заболевания, любят лечить противовирусными препаратами, которые являются стимуляторами иммунной системы, индукторами синтеза интерферонов. А поскольку мы говорим о гипериммунном ответе, то эти препараты фактически – подливание масла в огонь. Нередко родители дают несколько аналогичных препаратов одновременно. Это смертельно опасно.
Эксперты отметили, что в муниципальных больницах очень скептически поначалу относились к синдрому Кавасаки.
– Сейчас не все доверяют и понятию мультисистемный воспалительный синдром, ассоциированный с COVID-19, часто путают его с сепсисом, – дополнил Вадим Альбот. – Мы даже в своей больнице много дискутировали с коллегами. Консультируя врачей из районов, чувствуем некое сопротивление и непонимание. Людям трудно перестроиться, когда они привыкли лечить по набору симптомов. То лечение, что полезно при одном заболевании, может быть совершенно противопоказано при другом.
Споры о новом заболевании идут по всему миру, пока нет единой точки зрения на этот вопрос, но интересно то, что лечение везде одинаково – это внутривенный человеческий иммуноглобулин и схема лечения мультисистемного воспалительного синдрома, если он протекает с поражением кровеносной системы. В отличие от взрослых, легкие таких детей не поражаются или поражаются крайне редко. Чаще это отек легких, вызванный поражением сердца, который на МСКТ выглядит, как пневмония. Лечение шока при своевременном диагнозе может занять около недели пребывания в реанимации, гораздо больше потребует восстановление поражения других органов. Далее дети проводят две-три недели в больнице. Какие последствия это вызовет в дальнейшем, пока неизвестно.
– Мы осматриваем детей после выписки через 3-4-5 недель, через 2-3 месяца планируем повторную госпитализацию. Возможно, через несколько месяцев мы сможем сделать выводы по отдаленному наблюдению, – отметила Людмила Брегель.
Сергей Белых добавил, что внедрение телемедицинских технологий позволяет своевременно диагностировать заболевание детей в отдаленных территориях. Врачи областной детской больницы консультируют педиатров районных больниц, подсказывая и помогая им точно определиться с диагнозом, делая акцент на четкой документации всех симптомов заболевания, чтобы подтвердить или опровергнуть Кавасаки-подобный синдром.
Эксперты призвали медицинское сообщество и родителей при малейшем подозрении на это опасное заболевание незамедлительно обращаться за помощью к специалистам региональной детской клиники. Сделать это можно не только по телефону, но и в обращении на официальном сайте ИГОДКБ.