Философия во льду Байкала
Более 200 кубов байкальского льда и пять дней работы. В минувшие выходные на острове Ольхон прошел международный фестиваль «Olhon Ice Fest». Его участниками стали скульпторы из разных уголков России.
Загадки скульпторов
Ледяной городок недалеко от поселка Хужир сделали в виде бабочки, как отражение главной темы фестиваля – «Трансформация мира». День подведения итогов выдался морозным и ветреным. Но погода не отпугнула гостей, которые долго разглядывали мощные творения, пытаясь разгадать, какой смысл в них вложили авторы.
– Наша скульптура под названием «Сквозь время» довольно оптимистичная, – рассказал Виктор Бирюков из Екатеринбурга. – Она говорит о том, что одновременно с закатом цивилизации прорастают семена нового. Мы их изобразили в виде шаров наверху, обозначающих стихии – землю, воду и воздух. Получается, одно время уходит, другое наступает.
Команда скульпторов из Барнаула и Хабаровска сделала «Дорогу времени», которая не имеет ни начала, ни конца. В центре – фигура женщины, символизирующая человечество. Она стремится вперед к воротам, а за ними – неизвестность. Команда «Трансформаторы» из Иркутска и Свирска назвала свой шедевр «Пиксель да Винчи». Фигура в виде шара на постаменте разделена на две части – одна из половин знаменитого Витрувианского человека Леонардо да Винчи выполнена в стиле стимпанк. По замыслу авторов, это должно связать эпоху возрождения и современность.
– На конкурс поступило 42 заявки от российских и зарубежных скульпторов, – говорит арт-директор фестиваля Евгений Тимкович. – Эскизов же мы получили гораздо больше, так как многие присылали по три-четыре варианта. В итоге отобрали восемь команд из Екатеринбурга, Невьянска, Якутска, Кировска, Барнаула, Хабаровска, Иркутска и Свирска. Были также эскизы из Франции, Казахстана, Белоруссии, Египта, Германии, Канады. Для них мы провели онлайн-конкурс. Выиграли скульпторы из Франции – Доминик Ярчок и Самуэль Жиро. Если бы не карантин, они бы к нам приехали.
Тройка лидеров
Третье место на фестивале заняла команда из Хабаровска с композицией «Эффект бабочки». В ее центре – девушка, символизирующая зарождение новой жизни. Авторы Данил Цой и Илья Текин пояснили, что в скульптуре присутствует бабочка в трех видах – в образе кокона, перерожденного насекомого и в виде паруса летательного аппарата будущего. А по краям – глыбы, а может, высотные здания с нанесенным на них двоичным кодом. Данная экспозиция заняла третье место в конкурсе.
«Серебро» взяли скульпторы из Якутска за работу «Послание трех миров». Николай Петров и Архип Скрябин сотворили, казалось бы, простейший образ. По окружности шары на постаментах, в центре такая же фигура, заточенная в трех кривых столбах.
– Три мира сольются в сознании человечества в один. Мыслью можно будет проникать за пределы плотного мира и устанавливать надземные связи, – объяснили авторы.
Победители фестиваля – команда из Екатеринбурга – назвали свой шедевр «Время – песок». В центре – песочные часы, вверху которых будущее, внизу – прошлое, а в узкой части – настоящее.
– Эта композиция о быстротечности человеческой жизни. В верхней части песочных часов – лик младенца, в нижней – пожилого человека. Мы их сделали из белых наледей на скалах. Песок перетекает сверху вниз, а дальше додумывайте сами, – улыбается один из авторов Сергей Николаев.
Сложный лед
Как рассказал организатор фестиваля Семен Майор, для творений скульпторов было использовано более 200 кубов байкальского льда. В прошлом году – около 130 кубометров.
– Со льдом работаем давно, более 10 лет, но с таким столкнулись впервые, – отмечает Матвей Ваваев, победитель конкурса. – Он более сухой, чистый. С ним приятно, в то же время достаточно сложно. Когда было морозно, он становился твердым, как потеплело – мягкий. Своя специфика. Байкальский лед не такой эластичный, как речной. Он может расколоться в любой момент.
Другие участники также отметили чистоту байкальского льда, без всяких примесей в виде песка, поэтому инструменты не тупились, и готовые скульптуры живее играли в лучах солнца, особенно на закате. Была также сделана подсветка фигур, чтобы любоваться ими в темное время суток.
– Мы хотим сделать фестиваль полезным для местных жителей, для самого Байкала, – поделился Семен Майор. – Ледовые скульптуры привлекут несколько другого туриста, который с пиететом относится к искусству и природе.
Кстати, на наледях скал и естественных торосах были вырезаны скульптуры вне конкурса. Автор этих работ Александр Парфенов сначала смотрит на природный лед, оценивает, на что он больше похож, и штрихами доводит до большей узнаваемости. Такую технику организаторы назвали ледопластикой. В этом году на скалах, недалеко от ледового городка, расположились драконы, крокодилы, моржи, духи Байкала и даже грот эльфов.