Качугский краевед изучает верхоленское казачество
«После нас должна остаться память…»
Житель поселка Качуг, юрист Георгий Асхаев, много лет изучает историю казачества в Приангарье. Результатом работы стало его историческое эссе «Верхоленск. Начало».
От Ангары до Лены
Уроженец улуса Степно-Балтай Качугского района Георгий Асхаев историей казаков интересуется с детства. Кто они, как пришли на местные земли? Документальное повествование Георгия Красноштанова «На Ленских пашнях в XVII веке» стало настольной книгой.
– Я, будучи подростком, слышал легенды о приходе русских казаков в эти края. Наш улус находился за 80 км от Верхоленского острога. Земляк Филипп Николаевич Сафронов рассказывал: «Наши буряты и казаки стали обстреливать друг друга, буряты стрелами из лука, а казаки – огнестрельным оружием. Одна из картечин попала богатырю Хашхе в зубы. Он удивился и спросил: «Это что за пуговица застряла в моих зубах?». С тех пор слово «топша» у верхоленских бурят имеет два значения: пуговица и пуля, – вспоминает Георгий Матвеевич.
Он долгое время изучал архивные данные: донесения атаманов, сотников и пятидесятников, которые возглавляли походы и рейды по землям бурят в Верхоленье, историческую и научную литературу. Результатом исследовательской работы стало эссе «Верхоленск. Начало». Иллюстрации к этой работе нарисовал сын автора Геннадий.
Автору-исследователю 74 года. Он собирается предпринять экспедицию в места, где казаки основали первый острог. А еще есть задумка в родном селе, которого уже нет на карте, поставить памятник деду Григорию, репрессированному в 1937 году.
Историк-любитель пишет о путешествии казаков по Иркутской губернии, его взаимоотношениях с местным населением, быте казаков. История казачества осталась в названиях деревень: Чептыхоя, Куржумова, Балтая, Козлова, Пуляева, Тюменцево и других.
– В 1609 году служилые люди Томского острога получили сведения о неизвестном народе – «братах», так в те времена русские называли бурят. Нельзя не вспомнить про легендарного землепроходца Пантелея Демидова Пянды, который в 1619–1621 годы с ватагой единомышленников в 40 человек совершил отчаянный поход, открыл волок с Ангары на Лену. Об этом свидетельствуют три зимовья: Нижнее Пяндинское, Среднее Пяндинское и Верхнее Пяндинское. Казаки проплыли по Лене до будущего Якутска и, повернув обратно, доплыли до верховьев Лены. В первых числах октября 1621 года они достигли берегов будущего Верхоленского острога. Советуясь с бурятами-скотоводами, коротким путем вышли на Ангару в районе Балаганска, сплавились вниз по реке и санным путем вернулись обратно в Енисейск. В 1630–1631 годах казаки открыли переход от Ангары до Лены, так называемые Чечуйский-Тунгусский и Ленский-Илимский волоки. Первое русское поселение на реке Лене – острог – был построен енисейским казачьим атаманом Иваном Галкиным, – рассказывает Георгий Матвеевич.
Острог на Куленге
В историческом эссе автор подробно останавливается на освоении казаками Верхоленья – своей малой Родины.
– В 1631 году в верховье Лены был послан отряд сотника Петра Бекетова численностью в 30 человек. С этого времени началось взаимодействие казаков с местным населением. Осенью 1640 года пятидесятник Курбат Иванов с казаками предпринял поход на Верхоленье. Первая встреча с бурятами произошла на реке Куленге. Работа по приведению верхоленских бурят под власть российского царя продолжалась. Из Усть-Кута вверх по Лене был отправлен отряд Мартына Васильева, который в 1641 году в четырех километрах от устья Куленги на Лене построил Верхоленский острог. Позднее, в 1647 году, острог был перенесен выше – на устье реки Куленги, где он стоит и поныне, – рассказывает автор.
Нынешний Верхоленск – это целый исторический комплекс. Долгое время он был местом политической ссылки. Главная гордость села – пятиглавый собор Воскресения Христова – почти не изменил свой облик с 1907 года.
– Мне всегда было интересно – что было до нас? Захотелось не просто изучить историю, но и донести ее интересные факты до земляков. Мы когда-то уйдем, но после нас должна остаться память, – уверен Георгий Матвеевич.