Лидия Пухнаревич: Музыка дает мне силы
Музыковед, специалист по сибирскому фольклору, член Иркутского областного Союза композиторов Лидия Михайловна Пухнаревич недавно отметила 90-летний юбилей. В гостях у легендарного иркутского музыканта побывали корреспонденты «Областной».
Родословная
Черно-белые фотографии ровесников прошлого века, семейные снимки на столе. Наш разговор начинается с уникальной родословной героини.
Папа Михаил Федорович – выходец из семьи переселенцев времен Столыпинской аграрной реформы, и мама Софья Ивановна, потомок старинного купеческого рода, соединили свои судьбы в Иркутске.
Маму – ребенка из детского дома – в Сибирь забрала старшая сестра Антонина, военврач, воевавшая в рядах Красной армии с колчаковскими частями. Софья в детстве благодаря меценатам смогла получить музыкальное образование. К преподавателю музыки девочка перестала ходить из-за язв и корост на руках, образовавшихся от голода. Стеснялась. Но и того маленького задела хватило на всю оставшуюся жизнь. Мама, имевшая хороший слух, пела, сочиняла стихи и музыку, ее песни входили в музыкальные сборники середины прошлого века и исполнялись в Ангарске и Иркутске. Пел и папа. Когда родители привели Лиду в музыкальную школу, прием уже окончился. Тогда председателем приемной комиссии был известный иркутский композитор Генрих Ланэ.
– Он и решил мою судьбу. Хоть мы и опоздали, маэстро настоял на моем приеме, – с благодарностью вспоминает Лидия Пухнаревич.
Девочка попала в класс пианистки Татьяны Бендлин. Этого незаурядного музыканта хорошо помнят иркутяне старшего поколения. А ее первым инструментом стало пианино «Октябрь» ленинградской фабрики. Где мама нашла средства на его покупку, Лида так и не узнала.
Московские концерты
Когда учеба в Иркутске завершилась, решено было штурмовать Московскую консерваторию имени Чайковского.
– Приехала. Сижу на экзаменах, мучаюсь. Сложное для меня было задание: записать полифонический фрагмент. А впереди парень сидит – худой, рыжий, пишет что-то стремительно. Быстро все решил, вручил преподавателю листок и ушел…
Позже она узнала, что рыжим соседом оказался великий композитор Родион Щедрин.
Не поступив в консерваторию, Лидия сдала экзамены в институт музыки имени Гнесиных. Начались занятия. От культурной жизни в столице кружилась голова.
– У меня было две подруги – Юлечка Шахназарова и Галина Захарова. Мы ходили на все концерты! Порой и без билетов, например на концерт величайшего пианиста XX века Святослава Рихтера. Там даже конная милиция не смогла сдержать любителей музыки – публика смела все преграды!
В Москве вскоре появилась работа, но Лиде пришлось вернуться в Иркутск.
Дорогами фольклора
В родном городе она долгое время преподавала в педагогическом институте: вела сольфеджио, читала студентам лекции по полифонии, анализу музыкальных произведений. Ученики ее – заслуженные учителя России, отличники просвещения, заслуженные работники культуры РФ. Среди них – пианист, заслуженный артист России Михаил Клейн.
Параллельно с педагогической деятельностью в 60-х годах Лидия Михайловна сотрудничала с Домом народного творчества.
Фольклор в ее судьбе стал открытием и озарением. В Иркутск в 70-х годах приехал Дмитрий Покровский – советский музыкант, композитор, исследователь и исполнитель русского фольклора. В это направление Лидия Пухнаревич влюбилась мгновенно, он просто захлестнул ее своей энергетикой. С легкой руки Покровского фольклорное движение в стране стало чрезвычайно популярным. Создавались фольклорные коллективы на предприятиях, загорались новые звезды – исполнители народных песен.
Приангарский фольклор был мало изучен. И Лидия Михайловна пустилась в свои первые фольклорные экспедиции. Жигаловский, Качугский, Усть-Удинский, Баяндаевский районы… В жару и слякоть, с тяжеленным бобинным магнитофоном на худеньких плечах, она упрямо добиралась до стариков, которые, только попроси, запоют-заплачут прабабкиными песнями. Потом была кропотливая работа – расшифровка записей, переложение музыкального материала на ноты, написание отчетов, составление архивных документов.
Она удивительно легка, подвижна, приветлива. Несмотря на 90-летний возраст, все делает сама, содержит дачу, любит работать с землей и каждый день играет любимого Баха. В ближайшее время собирается на фестиваль Дениса Мацуева «Звезды на Байкале».
По итогам экспедиции в баяндаевскую Тургеневку московский профессор со свойственной профессионалам прямотой посоветовал: пишите диссертацию. Не написала. Зато благодаря ей родились сборники фольклорных песен «Сибирские посиделки», «Закукукала кукушечка» и «Сибирская народная песня в художественной самодеятельности».
В 90-е годы люди без памяти и совести зачастую выбрасывали на свалку бесценный фольклорный архив и пленки.
– Ничего этого уже не восстановишь – ушли носители фольклора, – с болью говорит собеседница.
Любимый Бах
Лидия Пухнаревич, кроме прочего, участвовала в проведении областных телевизионных конкурсов самодеятельного творчества. Как постоянный член жюри она открывала новые музыкальные таланты.
– Автором телепередач была талантливая журналистка, музыкальный редактор областного телевидения Валентина Быстрова. В те годы блистал коллектив из Ангарска под руководством Тамары Просвирниной. Тогда популярность самодеятельных артистов была сравнима с московскими звездами. А телевизионные конкурсы становились площадкой для дальнейшего роста, – рассказывает музыковед.
Так широкая публика узнала певицу из поселка Мама Галину Грозину, «куйтунского соловья» Владимира Гапоненко, прославивших Иркутск.
До недавнего времени Лидия Михайловна готовила цикл концертов «Я хочу рассказать вам». Она и сегодня в сотрудничестве с библиотеками проводит для иркутян музыкальные встречи. В ближайшее время собирается на фестиваль Дениса Мацуева «Звезды на Байкале».
Она удивительно легка, подвижна, приветлива. Несмотря на 90-летний возраст, все делает сама, содержит дачу, любит работать с землей и каждый день играет любимого Баха. Нам она на прощание сыграла хорошо темперированный клавир великого композитора.
– Творчество и музыка дают мне силы, – признается наша героиня.
А еще помогают природный оптимизм, мудрое отношение к бытию, доброта к окружающим, живой интерес к жизни.