24.02.2021 16:00
Рубрики
Общество
Фото
архив Ивана ХОЛОДА
Фото:
архив Ивана ХОЛОДА
24.02.2021 16:00

По горам, по болотам, по тайге да по тундре

Зиминский предприниматель Иван Холод однажды решил делать квадроциклы. Не стал копировать ту технику, что уже есть на рынке, а инвестировал в разработку собственной модели. В итоге получился вездеход на шинах низкого давления с независимой подвеской. Это ноу-хау принесло ему победу в областном конкурсе «Предпринимательский прорыв года» в номинации «Производственный бизнес».

 

– Почему вдруг квадроциклы? Техника специфическая, как говорится, на любителя.

– Это далеко не первый мой бизнес. Пробовал себя в разных сферах, шесть лет назад занялся сельским хозяйством. Буквально с руин поднял некогда закрытый Зиминский колбасный цех. Защитил инвестпроект в минсельхозе, получил грант, закупил современное оборудование и провел реконструкцию. Мы производим колбасы, полуфабрикаты, мясные деликатесы, открыли цех по производству тушенки.

А года три назад мой знакомый, этакий современный Кулибин, который всю жизнь что-то мастерит, предложил мне делать болотоходы. И я сказал: «Давай попробуем, по обстановке сориентируемся». Потом поняли, что на рынке есть спрос на квадроциклы.

 

– Вот так просто согласились? Без расчетов и бизнес-планов?

– У меня отношение ко всему намного проще. Помните, раньше была реклама со слоганом «Надо жить играючи». Вот это мой предпринимательский девиз. Можно что-то долго рассчитывать, составлять бизнес-планы… А дело не пойдет, и все это окажется ненужным. Бизнес – это сплошная авантюра, где риски встречаются на каждому шагу.

 

– До этого имели дело с внедорожной техникой?

– Я много разной техники попробовал. С друзьями в тайге на чем только не ездили, были и «уазики», и «крузаки», и снегоходы, и, конечно, квадроциклы. Поэтому у меня сложилось свое представление о сильных и слабых сторонах вездеходов. И потом был личный интерес сделать идеальный транспорт для суровых условий Сибири.

 

 

– Зачем? Все уже придумано до вас…

– Действительно, придумано. Но на рынке не было квадроциклов на шинах низкого давления на независимой подвеске, только мостовые модели. Мы стали разрабатывать свою собственную конструкцию. Ее изобретение потребовало много затрат и времени на проведение испытаний, доработок и устранения недостатков, но это того стоило. Сегодня у нас полно заявок.

 

– Чем ваши квадроциклы уникальны?

– Мостовые машины сильно проигрывают автомобилям на независимой подвеске. Это касается как комфорта, так и проходимости. Наши обладают феноменальной проходимостью в условиях полного бездорожья.

 

– На испытания много времени ушло?

– Прилично. Долго работали над геометрией подвески. На заводах все эти расчеты делают группы инженеров. Мы, конечно, тоже обращались к услугам специалистов. Но все равно приходилось подбирать многое опытным путем. Например, перенос крепления амортизатора в подвеске хотя бы на сантиметр может очень сильно изменить ее характеристики.

 

 

– Все комплектующие отечественного производства?

– Нет. Моторы японские, с хорошей энерговооруженностью. Автомобили покупаем с аукционов, так называемые распилы, и берем все запчасти, что нам нужны, – приводы, коробки, двигатели, электрику. Используем только новые суппорты, диски и колодки. Трубу, из которой делаем рычаги и рамы, нам поставляют напрямую с заводов на Урале. Шины низкого давления используем только заводские, так как не готовы мириться с «ободрышами» – бывшими в употреблении покрышками от грузового автомобиля, с которых обдирают несколько слоев.

 

– А если вдруг у нашей страны обострятся отношения с Японией? Где моторы будете брать?

– Надеемся, что такого не произойдет. Альтернативы, если честно, нет. Мы бы покупали отечественные, если бы они были надежные. Но пока российское автомобилестроение далеко от идеала. Надо же еще учитывать, что в случае поломки владелец квадроцикла сможет найти замену в любом магазине автозапчастей.

 

– Сколько сегодня производите?

– Семь-десять квадроциклов в месяц, зависит от комплектации. Но потенциал у нас гораздо больше. Проблема в дефиците кадров. Можно купить любые станки, высокотехнологичное оборудование, но кто на них будет работать?

 

– Многие думают, что квадроциклы – это такая дорогая игрушка. Они действительно нужны только для развлечений?

– Конечно, нет. Наши квадроциклы покупают охотники, рыбаки, геологи, нефтяники. Эта мощная техника отлично колесит по самым диким маршрутам и свободно покоряет таежные просторы. На наших вездеходах одинаково можно ездить по асфальту, песку, грязи, снегу, болоту, переплывать реки и озера. Знаю, что некоторые фермеры в хозяйстве используют квадроциклы, у них они вместо небольшого трактора.

Среди наших покупателей много жителей Якутии. Можно сказать, сибирские вездеходы удачно прошли испытания не только тайгой, но и тундрой. Также наши машины уехали в Сыктывкар, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Кемерово, Москву и даже на Чукотку.

Кстати сказать, сейчас делаем автомобиль на шинах низкого давления с кабиной. Для суровых условий Сибири, когда выпадает много осадков и одолевает мошкара да гнус, – это настоящая находка.

 

– У вас квадроциклы на бензине. Модель электрокара не думали сделать?

– Были такие мысли, но по цене это выйдет дорого. Нужно подобрать такой аккумулятор, чтобы его хватало хотя бы на 200 км. Да и где в тайге заряжаться? Одну модель ради интереса попробуем сделать.

 

– Не планируете испытать свои вездеходы в каких-нибудь гонках?

– Есть такая мечта. В нашей стране много лет организуют фестиваль «Ладога Трофи». Маршрут проходит вокруг Ладожского озера на территории Ленинградской области и Республики Карелия. Эти гонки объединяют любителей бездорожья: от профи до новичков. Профессиональные спортсмены, автотуристы, квадроциклисты, мотоциклисты, автопутешественники, велосипедисты и трейл-раннеры – едут все, кого манит свобода вне дорог. Если не помешает пандемия коронавируса и фестиваль состоится, то в этом году я обязательно приму участие.