10.03.2021 10:27
Рубрики
Общество
Фото
архив Валерия ХОРОХОРДИНА
Фото:
архив Валерия ХОРОХОРДИНА
10.03.2021 10:27

Валерий Хорохордин: Нужно возрождать дизайн-индустрию Иркутска

Дизайн-индустрии Иркутской области нужно придать новый импульс развития – считает советник президента Союза дизайнеров России в Сибирском федеральном округе, креативный директор дизайнерско-исследовательского бюро GDT Валерий Хорохордин. По его инициативе в регионе заново открывается региональное отделение Союза дизайнеров России (прежнее было закрыто по решению Минюста) и создается филиал Института развития дизайна и креативной экономики. Подробнее об этом он рассказал в интервью газете «Областная».

 

– Валерий, чем будет заниматься Институт развития дизайна и креативной экономики?

– Он будет исследовать рынок, координировать инициативы профессионалов всех региональных отделений Союза дизайнеров России и осуществлять проекты, направленные на развитие индустрии. Задача нашего филиала – создать условия для возрождения дизайн-индустрии в Иркутске. Кроме того, филиал будет заниматься изучением дизайн-коммуникаций. То есть того, как этот дизайн доносить до людей. Мы будем воспитывать культуру дизайна. Наладим взаимодействие дизайна и бизнеса.

2021 год объявлен ООН международным Годом креативной экономики. Это очень важно, ведь фокус сегодня смещается на человеческий капитал. Дело в том, что продукт креативной деятельности – работа дизайнеров, фотографов, модельеров и людей других творческих профессий не только имеет высокую ценность сам по себе, но и придает любому товару дополнительную стоимость. Пандемия показала, что те страны, которые сделали ставку на такой путь развития экономики, не экспортируя товар, увеличили экспорт интеллектуального труда.

 

– У нас есть креативный потенциал?

– Иркутские дизайнеры всегда были самобытными, и сегодня мы можем показать наш потенциал всему миру. Мы планируем развивать несколько направлений, в том числе такие, как туризм и дизайн. Кроме того, у нас талантливая молодежь, и нам важно, чтобы выпускники вузов и молодые дизайнеры оставались работать в регионе.

 

– Но если в Иркутске нужно возрождать дизайн-индустрию, что с ней не так сейчас?

– Профессия дизайнера сейчас сильно обесценена. Настолько, что считается, что ею может заниматься каждый, кто владеет фотошопом. Дизайн в сознании большинства – это афиши и баннеры, либо – дизайн интерьеров. Но это понятие гораздо шире и глубже. Дизайн пропорционален уровню жизни – если он высок, то высок и уровень дизайна. Это и красота, и функционал, и вписанность предмета в среду. Люди нашей профессии ответственны за то, чтобы культивировать чувство прекрасного во всем, начиная от формы кофейных стаканчиков, до оформления улиц, ведь все это годами формирует общее восприятие нашего города, его эстетику. Например, для того чтобы сформировать туристический бренд города или области, недостаточно нарисовать какой-то значок, который, по мнению автора, отвечает данной задаче. Нужно искать его методом научных исследований, ведь дизайн – это прежде всего аналитика и создание на основе этих данных продукта для людей.

 

 

– То есть формирование бренда региона – это поиск некоего знака-символа, который будет с ним ассоциироваться?

– Всероссийский центр изучения общественного мнения проводил исследование, которое показало, что каждый человек может четко сказать, с какой геометрической фигурой и каким цветом у него ассоциируется его регион. Для жителя Владивостока – это зеленый треугольник, Астрахань – желтый круг, Новосибирск – красный и синий параллелограмм. У Иркутска все сложнее, ведь у нас сильное смешение культур. Но все равно, такой символ можно выявить с помощью исследования. Скорее всего, это будет некий зонтичный бренд.

 

– На чем будет сфокусирована деятельность вновь открытого регионального отделения Союза дизайнеров России?

– Региональное отделение должно выступить продюсером молодых дизайнеров. Оно может стать прослойкой между фондами, малым бизнесом и молодыми дизайнерами. Также важно соединить бизнес и дизайн, воспитать свои кадры в сфере графического и промышленного дизайна, которые в перспективе останутся работать в Иркутской области. Ведь больше половины из 369 предприятий, которые сегодня состоят в Торгово-промышленной палате Восточной Сибири, нуждаются в услугах по дизайну. Предприниматели ищут профессионалов по всей России, хотя у нас есть свои талантливые люди. Союз сегодня должен выстроить эти коммуникации.

 


Проекты дизайнерско-исследовательского бюро GDT: дизайн скамеек для городской среды Иркутска и прибрежной зоны озера Байкал и создание прототипа контейнера для сбора ягод

 

Нам нужно возродить дизайн-индустрию в Иркутске, ведь эту сферу сегодня многие недооценивают. Но с помощью его инструментов мы можем повысить даже уровень патриотизма. Например, когда производитель сельхозтоваров упаковывает свой продукт в правильную «обертку», он, таким образом, может транслировать, что у нас очень красивый и чистый регион. Он формирует дизайн-коммуникацию, которая влияет на всех людей. Наша задача сделать дизайн рабочим инструментом развития нашего региона.

 

– Расскажите, как вы пришли в эту сферу и чем занимаетесь?

– Я с детства любил рисовать, но для поступления в Иркутское художественное училище мне не хватило академических знаний. Один из педагогов – Николай Михайлович Морозов, заметив меня, предложил заниматься внеклассно, он же посоветовал мне после 11-го класса идти в технический институт. Так я поступил на кафедру дизайна к Владиславу Ивановичу Несынову, окончил вуз и начал работать по профессии в разных сферах – от графического и промышленного дизайна до политического, в частности над проектом PutinTeam. Окончил Британскую высшую школу дизайна. Из наград, которыми горжусь, – лауреатство на Lexus Design Award 2021.

 

Фото: архив Валерия ХОРОХОРДИНА