Байкальский глубоководный телескоп станет самым большим в мире

По следам нейтрино

Байкальский глубоководный нейтринный телескоп можно увидеть только зимой. Тогда на крепкий лед достают из-под воды многочисленные оптические модули, и ученые меняют пришедшие в негодность и добавляют новые. В 2021 году наш телескоп по эффективному объему исследований догонит «Ледяной куб», который находится в Антарктиде. А к 2030 году станет самым крупным на Земле.

Старт очередному этапу строительства телескопа 13 марта дали министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, директор Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) Григорий Трубников, ректор Иркутского государственного университета Александр Шмидт. Это стало одним из центральных событий Года науки и технологий в России.

Ученые говорят, Байкал – лучшее место для нейтринного телескопа, здесь пресная, чистая и прозрачная вода, которая позволяет без особых помех фиксировать прохождение нейтрино. Телескоп представляет собой кластеры – грозди оптических модулей, которые на тросах опускаются на большую глубину – от 700 до 1300 м. Они соединяются со станцией, которая находится на 106 км Кругобайкальской железной дороги, с кабелем, который круглогодично питает телескоп и передает информацию ученым. Чем больше оптических модулей, чем выше вероятность фиксации прохождения нейтрино.

 


Старт очередному этапу строительства телескопа дали 13 марта

 

Нейтрино – самые мелкие фундаментальные нейтральные частицы, которые проходят через все материи и несут информацию о Вселенной. Они образуются от взрыва сверхновых звезд, слияния черных дыр и других глобальных космических событий, которые произошли очень давно – 5 млрд лет назад и больше. Нейтрино нельзя поймать, можно только зафиксировать прохождение через такие телескопы (вспышки света при соприкосновении с водой) и считать информацию. Она, как говорят ученые, в будущем поможет разгадать тайны космоса.

Научная станция по фиксации нейтрино начала работать на Байкале с 90-х годов как проект ИГУ. С 2015 года к проекту подключился ОИЯИ, он превратился в коллаборацию со множеством участников (научных институтов, учреждений и проч.) из пяти стран мира – России, Польши, Словакии, Чехии, Германии. На данный момент из разных источников на строительство телескопа выделено около 2,5 млрд рублей для наращивая мощности телескопа.

Нейтрино в космосе – невероятное количество, но далеко не все удается уловить. Ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Жан-Арыс Джалкибаев рассказывает, что на антарктическом телескопе с 2009 года было зафиксировано около 100–150 событий. После увеличения мощностей Байкальского глубоководного нейтринного телескопа планируется, что здесь будут фиксировать до 30 событий ежегодно. Ученые всего мира смогут воспользоваться результатами исследований на Байкале, уточняет директор Института ядерных исследований РАН Максим Либанов, как и присоединиться к коллаборации вместе со своими технологиями и интеллектом. Сейчас интерес проявляют еще Казахстан и Франция.

 

 

В опускании оптического модуля под лед принял участие министр науки и высшего образования. Кроме того, высокие гости пилили толстый лед для создания новой майны, в которую будут опущены оптические модули. Затем за ледовым столом Валерий Фальков и Григорий Трубников подписали меморандум о совместном развитии Байкальского глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD. Это знаменует выход на новый этап развития проекта и экспериментальных исследований в сфере нейтринной астрофизики высоких энергий, нейтринной астрономии, физики нейтрино. Меморандум определяет целевую программу и основную архитектуру развития Байкальского нейтринного телескопа лет на 15–20 вперед.

– Здесь, на Байкале, в этом уникальном месте, развивается наука мирового уровня – наши лучшие научные институты, университеты, в том числе и региональные, объединили усилия в проекте Байкальский глубоководный нейтринный телескоп, – отметил Валерий Фальков. – Наука – один из драйверов развития территорий. Проблема многих регионов в том, что молодежь выбирает в качестве места жительства крупные агломерации, города, столичные университеты. Для того чтобы у молодых людей был стимул развиваться на родине, необходимы такие проекты, какой мы сегодня запускаем в Иркутской области.

Один из ученых – Баир Шайболов – рассказал «Областной», что он сам местный, два года учился в ИГУ, а потом перевелся в Московский инженерно-технический институт, после окончания устроился работать в ОИЯИ. Теперь ездит на родину на два месяца монтировать телескоп. Баир говорит, что такие большие перспективные проекты притягивают молодых ученых, позволяют им оставаться в регионе.

– Байкальский нейтринный телескоп – это уникальный международный проект. И нам необходимо вовлекать в него образовательно-научный потенциал Иркутской области. Для молодых ученых, которых беспокоит сохранение Байкала, работа в этом проекте может стать серьезным практическим опытом. Иркутск сегодня становится центром фундаментальной науки, и мы заинтересованы, чтобы научный потенциал оставался в регионе, – подчеркнул Игорь Кобзев.

А зачем жителям Земли нейтрино? Какая от них польза, кроме научной? Григорий Трубников не задумывается над ответом. Он говорит, что это развитие передовых технологий, которые уже в ближайшие годы могут быть использованы в электронике, экологии, геологии, сфере безопасности и т.д., значит, на благо всех.