Кто и как создает карты в Иркутской области
Жизнь в системе координат
В середине марта профессиональный праздник отмечают картографы и геодезисты. В Иркутской области насчитывается более 300 таких организаций. Их работу контролирует отдел геодезии, картографии, землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Иркутской области. Один из его старейших сотрудников – Константин Афанасьев – рассказал нам о том, как создаются карты, и какие ошибки иркутяне нашли у «Яндекса».
Левее, правее
Вообще-то с выбором профессии у него особых проблем не было – отец больше 40 лет отработал геодезистом-топографом, исходил с прибором не одну сотню километров. Целый год после школы Константин работал помощником геодезиста. Встань туда, пойди туда, левее, левее… Конечно, всю жизнь слышать «левее, правее» удовольствия мало. Поступил в иркутский политех по специальности «прикладная геодезия».
– Раньше главным инструментом геодезиста был теодолит, – рассказывает он. – Сделал замер, записал в журнал данные. Сегодня активно используется электронный тахеометр. Он все координаты сохраняет в памяти, не надо ничего записывать.
Технологии топографической съемки стремительно обновляются. Многим, наверное, встречались в лесу или в поле трехгранные или четырехгранные металлические или деревянные пирамиды. Одни повыше, другие пониже, в зависимости от рельефа. По центру у них труба, вкопанная в землю, имеющая точные координаты и высоту от уровня океана. Все эти знаки образуют так называемую государственную геодезическую сеть. Привязавшись к ней, можно определить координаты любой точки на земной поверхности.
– В обязанность нашего отдела входит наблюдение за сохранностью геодезических пунктов, – рассказывал Афанасьев. – Они начали создаваться еще в 30-е годы. Сейчас используются спутниковые приборы. Это, конечно, намного облегчает работу.
Бумажные или электронные
– Когда появились первые карты Иркутской области?
– С 40-х годов, как только была создана геодезическая сеть. В картографии самая распространенная съемка, применяющаяся при градостроительстве, – это съемка один к пятистам, то есть в одном сантиметре пять метров. Дальше идут: одна тысячная, двухтысячная, и так далее до одной миллионной. Это уже обзорная карта, без подробностей. Иркутск снят в масштабе один к пятистам. И все крупные города – в таком же.
– Что должно быть изображено на карте?
– Для каждого масштаба карт свои условные знаки. Обязательно, конечно, рельеф, дороги, здания, подземные сети. Чем крупнее масштаб, тем больше подробностей. Если, например, яма, то с указанием глубины и ширины.
– А если городской пейзаж изменился, построили новые кварталы, перекроили коммуникации, и карта устарела. Что делать?
– Я застал еще времена, когда поправки вносились карандашом. Резинкой стирали старые данные и наносились новые на бумажные носители. В настоящее время используются электронные карты, и все необходимые изменения вносятся на них. Это делает организация, производящая съемку. На сайте Росреестра есть публичная кадастровая карта, на которой размещены все зарегистрированные объекты недвижимости. По ней можно найти свою улицу, свой участок, свой дом.
– Бумажные карты вышли из употребления?
– В федеральном фонде пространственных данных хранятся карты всей России в бумажном и электронном виде. В Иркутске есть его региональный отдел, где, соответственно, представлены карты всей Иркутской области. Там можно получить в том числе бумажную карту.
Все земли – упорядочить
– Кто контролирует работу геодезистов в регионе?
– Когда я пришел в Росреестр 20 лет назад, все организации обязаны были иметь лицензии на любые геодезические работы. Потом с политикой уменьшения нагрузки на бизнес лицензированию стали подлежать только общегосударственные работы, например, составление карт. Их у нас в области выполняет 33 организации. А для проведения локальных работ по проектированию и строительству сейчас лицензии не нужны. Мы их без внимания не оставляем, периодически проверяем.
– Много нарушений?
– В основном в кадастровой деятельности при съемке участков. Но они не столь велики, чтобы принести какой-то значительный ущерб собственнику. Если находим, выдаем предписание, исправляется.
– А более суровые наказания не предусматриваются? Лишить, например, права деятельности?
– Раньше мы могли приостанавливать действие лицензии на срок исполнения наших предписаний. Но злостных нарушений, чтобы карать таким способом, не было, да и мы больше нацелены на профилактику нарушений. Росреестр всегда идет навстречу заявителям и исправляет ошибки, допущенные при землеустройстве.
– Все строения внесены в кадастр?
– Это носит заявительный характер, и кто обращается, тому эта услуга оказывается. Когда продаешь дом, тебе обязательно нужно его поставить на кадастровый учет. Сейчас все нацелено на то, чтобы все земли упорядочить.
Как «Яндекс» уличили в ошибках
Есть еще одна служебная обязанность у отдела – следить за соблюдением правильного употребления наименований географических объектов. А это весьма непростая задача – в Иркутской области насчитывается 1532 населенных пункта, и название некоторых столь заковыристы, что их трудно произнести, не то что правильно написать. А документы, тем более карты, ошибок не любят. Проведенная в прошлом году проверка «Яндекс.Карты» выявила неверное употребление наименований географических объектов на территории Иркутской области.
– Мы отправили в адрес ООО «Яндекс» 21 предостережение о недопустимости употребления искаженных наименований географических объектов. Конечно, крупные населенные пункты трудно перепутать, а вот мелкие села и деревни страдают и были написаны с ошибками.
– Надеюсь, ваши претензии «Яндекс» не проигнорировал, и теперь к их картам можно относиться с полным доверием?
– Они очень быстро учли все наши замечания, провели работу над ошибками, и теперь все наименования приведены в соответствие с государственным каталогом географических названий. Отделом на постоянной основе проводится проверка других картографических изданий.
Фото: Управление Росреестра по Иркутской области