Иркутской области нужна логистика для сбыта фермерской продукции
Россельхозбанк запускает уникальные цифровые сервисы для предприятий агропромышленного комплекса. Об этом на пресс-конференции в газете «Областная» 17 марта 2021 года сообщила директор Иркутского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Наталья Баркова.
– В прошлом году, в условиях ограничений цифровизация не обошла стороной и сельское хозяйство. Необходимость выхода на онлайн-продажи подтолкнула Россельхозбанк к созданию экосистемы «Свое.Фермерство», – рассказала Наталья Баркова. – Это не только маркетплейс и онлайн-продажи, но и агросервис для фермерских хозяйств, который включает в себя поставщиков продукции и техники, ритейлеров. Здесь можно вести поиск сезонных рабочих, подбор семян, реализовать теле-ветеринарию (дистанционная, круглосуточная поддержка), аренду сельхозтехники. Экосистема предлагает сервис «Точное земледелие» (единая система управления агрономической службы сельхозпредприятий), бухгалтерские, юридические услуги, и непосредственно сам интернет-магазин фермерской продукции «Свое.Родное». В Иркутской области в нем зарегистрировано более 70 фермеров. Фермерские, экологически чистые продукты сегодня востребованы. При внедрении системы мы изучили опыт других регионов. В западных регионах реализация фермерской продукции идет по-иному. В Иркутской области мы прошли клиентский путь, попробовали привести купленную продукцию и столкнулись с некоторыми проблемами на территории именно нашего региона. Во-первых, это оплата наличными, поставщик выдвигает такие требования. Во-вторых – самовывоз. И это основная проблема. Нам важно определить, как объединить всю область в единую транспортную сеть.
Член Иркутского регионального отделения «Опора России» Иван Астафьев отметил, что в организации рассматривают задачу включения предприятий в систему «предприятие – заказчик», но тема агропредприятий оставалась без внимания. «Сегодня, когда крупные торговые сети стараются экономить и качество поставляемой продукции ухудшается, мы заинтересованы в том, чтобы обеспечить наших жителей качественной и недорогой продукцией, а также рассмотреть возможность поддержки местного производителя. Экосервис Россельхозбанка своевременен и актуален. Важно рассмотреть оба сегмента В2В и В2С. Если сегмент для рядовых потребителей понятен. То В2В следует развивать более активно. Поскольку наши магазины также заинтересованы в том, чтобы выставлять качественную продукцию от местных производителей», – сказал Иван Астафьев.
О развитии логистики В2В рассказали представители комитета по транспорту ИРО «Опора России» Роман Неклюдов и Михаил Петров. Они считают, что проблему логистики нужно рассматривать как складскую и технологии развоза продуктов. Здесь важно учитывать требования Роспотребнадзора как к развозящей технике, так и к складам. Специфика продукта такова, что требует специального подхода. Эти вопросы нужно рассматривать более детально. Их проработкой в организации намерены заняться.
Директор центрального рынка Иркутска Григорий Слезак обратил внимание на то, что два месяца назад вопрос о создании оптово-распределительного центра для сельхозпроизводителей уже рассматривался на уровне регионального министерства сельского хозяйства.
Исполнительный директор МООССИП «Проект «Крестьянин» Рустам Нургалиев поделился уже готовым опытом создания такого центра. Сегодня кооператив, который уже зарегистрирован на платформе, объединяет более 30 фермеров. Из проблем Рустам Нургалиев считает довольно сложной регистрацию на сайте интернет-магазина, но это организационная проблема и со временем она будет решена. Кооператив готовит проект логистического центра в Иркутском районе.
Об исследовании маркетплейсов рассказал председатель холдинга «Формоза», член ИРО «Опора России», и общественной палаты Иркутской области Игорь Жубрин. Он считает, что снижения покупательской способности в регионе нет, сменились рынки и направление финансовых потоков. Выручка и финансовый оборот за этот период выросли. Прежде чем работать по маркетплейсу, важно понять, какие основные критерии успеха в этом направлении уже есть? По мнению Игоря Жубрина, наиболее эффективны на рынке Wildberries и Avito.
Первый предлагает удобство в выдаче товара для конечного покупателя и для бизнеса, и для конкретного потребителя. Он предложил, как вариант в Иркутске, Центральный рынок сделать точкой выдачи. Таким образом, можно выстроить логистику доставки от производителя до склада и от склада до пункта выдачи. А затем открывать пункты выдачи в спальных районах. Этот опыт можно затем тиражировать в другие города. По мнению Григория Слезака, главная задача фермера – вырастить продукцию, сохранить и реализовать ее оптом. Уходить в розницу не все фермеры готовы. Поэтому логистика для них должна быть максимально простой. А значит, нужен оператор организации оптового сбора.
Наталья Баркова обратила внимание на то, что есть мобильное приложение «Свое|Родное». К примеру, «Проект «Крестьянин» доставку осуществляет самостоятельно. Стоит задача объединить небольших фермеров в некие кооперативы, чтобы они могли реализовывать небольшие объемы своей продукции сообща. Иван Астафьев подчеркнул, что важно на первом этапе повысить узнаваемость и привлекательность продукции, затем переговорить с одним из агрегаторов по условиям размещения товаров.
Как отметил Рустам Нургалиев, кооперация позволит повысить узнаваемость продукта, когда объединившись, фермеры создают свой бренд. К примеру, «Проект «Крестьянин» уже успешно доказывает, что решение вопроса именно в кооперации.
– Развитие кооперативов поддерживает и региональный минсельхоз. А затем агломерация всех кооперативов возможна на базе оптово-складского центра, – считает Наталья Баркова.
– Создание такого центра, это, по сути, создание того самого оператора, который собирает под себя поставщиков. Но такие объединения нужно стимулировать, – подчеркнул Иван Астафьев. – Важно разработать меры, чтобы фермеру было выгодно вступить в кооператив. Одной из форм объединения должно стать взаимодействие с Ассоциацией муниципальных образований.
Заместитель начальника отдела растениеводства с механизацией министерства сельского хозяйства Иркутской области Андрей Хабардин согласен, что создание экоплатформы позволит фермерам снизить издержки на реализацию товаров. И что реализация в розницу не совсем выгодна сельхозпроизводителям. Действительно нужно развивать оптово-логистические центры. Ведется изучение опыта западных регионов России. Минсельхоз сейчас разъясняет фермерам принципы работы на экоресурсе Россельхозбанка, в том числе по приобретению техники и минеральных удобрений по приемлемым ценам и по прозрачным логистическим схемам.
По мнению Ивана Астафьева, создание оптово-логистических центров для бизнеса мероприятие очень затратное, но это может стать крупным инфраструктурным проектом, если правительство региона концессионно поучаствует в работе.