Фермеры уходят в онлайн

Уникальные цифровые сервисы для фермеров запустил Россельхозбанк. Труженик села получил современный канал сбыта – онлайн-продажи. Для более активного продвижения нового формата торговли в Приангарье нужно решить вопрос с логистикой. О том, как фермерские продукты доставить до конечного потребителя, говорили участники круглого стола в пресс-центре газеты «Областная».

 

Цифровизация дошла до села

Пандемия коронавируса изменила форматы торговли. В лидеры выбились интернет-продажи. С инициативой сделать аграриев их полноправными участниками выступил Россельхозбанк, который создал первую в мире цифровую экосистему предприятий АПК – Свое Фермерство.

 


Наталья Баркова: На электронной платформе собраны все товары, услуги и сервисы для агросектора

 

– На электронной платформе собраны все товары, услуги и сервисы для агросектора, которые позволят автоматизировать сельскохозяйственные процессы, сэкономить время, ресурсы и вывести бизнес на новый уровень. Здесь можно вести поиск сезонных рабочих, подбор семян, кормов, воспользоваться услугой «телеветеринария» в режиме 24/7, арендовать сельхозтехнику, – сообщила участникам круглого стола Наталья Баркова, директор Иркутского регионального филиала АО «Россельхозбанк».

Экосистема также включает сервис «Точное земледелие» (единая система управления агрономической службы сельхозпредприятий), бухгалтерские, юридические услуги и непосредственно сам интернет-магазин фермерской продукции Свое Родное, в котором зарегистрировано более 70 фермеров Приангарья. Таким образом, покупатели получают возможность выбирать из широкого ассортимента товаров и заказывать экологически чистые продукты от местного производителя в удобном цифровом приложении.

– При внедрении системы мы изучили опыт других субъектов. В западных регионах реализация фермерской продукции идет более активно, чем в Иркутской области. Сделав заказ по интернету, клиенты сталкиваются с рядом проблем по доставке. В частности, поставщик требует произвести оплату наличными. Кроме того, покупателям приходится заниматься самовывозом приобретенного товара. Для успешного развития интернет-продаж фермерских продуктов нужно решить вопросы транспортной логистики, – отметила Наталья Баркова.

 

Где строить логистический центр?

К разговору подключились представители ИРО «Опора России». Например, Иван Астафьев обратил внимание, что в условиях, когда снизилась покупательская способность, а крупные торговые сети стараются экономить, то качество продукции ухудшается.

– Экосистема Россельхозбанка своевременна и актуальна. С ее помощью можно обеспечивать потребителей качественной и недорогой продукцией, а с другой стороны – поддерживать фермеров. При этом важно рассмотреть оба сегмента В2В и В2С. Если сегмент маркетплейса для рядовых потребителей понятен, то сегмент В2В следует развивать более активно. Поскольку наши магазины также заинтересованы в том, чтобы выставлять качественную продукцию от местных производителей, – сказал Иван Астафьев.

Результатами исследований маркетплейсов поделился Игорь Жубрин. Он считает, что снижения покупательской способности в регионе нет, сменились рынки и направление финансовых потоков. Выручка и денежный оборот за этот период, напротив, выросли.

– Мы изучили успешный опыт маркетплейсов в регионе. Популярность интернет-магазинов обусловлена удобным местом выдачи товара. Это касается не только конечного потребителя, но и самого бизнеса. Предлагаю как вариант рассмотреть Центральный рынок, – поделился мнением Игорь Журбин.

Представители комитета по транспорту ИРО «Опора России» Роман Неклюдов и Михаил Петров отметили, что при доставке товаров, особенно продуктов питания, важно соблюдать требования Роспотребнадзора. Поэтому логистика требует детальной и тщательной проработки.

Директор Центрального рынка города Иркутска Григорий Слезак напомнил, что два месяца назад министерство сельского хозяйства региона поднимало вопрос о создании оптово-распределительного центра для сельхозпроизводителей.

– По идее он должен собирать продукцию и определять логистику с поставкой до конкретного потребителя, – подчеркнул Григорий Слезак.

По его словам, главная задача фермера – вырастить продукцию, сохранить и реализовать ее оптом. Далеко не все готовы идти в розницу. Торговать должны профессионалы, которые знают, как грамотно продать товар. Поэтому нужен оператор организации оптового сбора.

Его поддержал Иван Астафьев, подчеркнув, что на первом этапе важно повысить узнаваемость и привлекательность продукции, а затем переговорить с одним из агрегаторов по условиям размещения товаров.

 

Будущее за кооперацией

Исполнительный директор общественного объединения «Проект «Крестьянин» Рустам Нургалиев рассказал про опыт создания такого центра. Сегодня кооператив зарегистрирован на платформе и объединяет более 30 фермеров.

– Отзывы о маркетплейсе Свое Родное получаем хорошие, продукция реализуется. Наш кооператив занимается созданием логистического центра в Иркутском районе. Этот проект нам помогает реализовать Россельхозбанк, – говорит Рустам Нургалиев. – Уже запущено два производства – мясопереработка и кормоцех. Кроме пищевой продукции к нам поступает зерно. Мы его перерабатываем и изготавливаем корма. Наш кооператив готов выступить агрегатором.

По его словам, именно кооперация позволяет повысить узнаваемость продукта, когда, объединившись, фермеры создают свой бренд.

– Развитие кооперативов поддерживает и региональный минсельхоз. В перспективе агломерация всех кооперативов возможна на базе оптово-складского центра, – считает Наталья Баркова.

Замначальника отдела растениеводства с механизацией министерства сельского хозяйства Иркутской области Андрей Хабардин согласен, что создание экоплатформы позволит фермерам снизить издержки на реализацию товаров. И что розница выгодна не всем сельхозпроизводителям.

– Действительно, нужно развивать оптово-логистические центры. Мы занимаемся изучением опыта западных регионов России. Минсельхоз сейчас разъясняет фермерам принципы работы на цифровой платформе Россельхозбанка, в том числе по приобретению техники и минеральных удобрений по приемлемым ценам и по прозрачным схемам, – сообщил Андрей Хабардин.

К созданию оптово-логистического центра необходимо подключить Ассоциацию муниципальных образований, считает Иван Астафьев. Главы территорий лучше знают, кто из фермеров на земле работает. С другой стороны, создание подобного центра требует немалых вложений, но в будущем он может стать крупным инфраструктурным объектом. Правительство региона на условиях концессионного соглашения также может принять участие в проекте.

 

 

На правах рекламы