Школьные аргостартапы
От выращивания микрозелени до производства сыра. В Иркутске подвели итоги областного конкурса «Начинающий фермер». Его участниками стали более 170 школьников и студентов. Они представили результаты своих агростартапов.
Калифорнийский кролик
Ученица Шиткинской средней школы Тайшетского района Юлия Козырицкая разводит калифорнийских кроликов. Сначала этим занимался старший брат Алексей – сейчас студент биологического факультета Красноярского университета. Он в 2016 году стал победителем областного конкурса «Начинающий фермер» и призером федерального, заняв в Москве третье место. Теперь проект продолжает она.
Юля рассказала, что их семейная мини-ферма по разведению кроликов калифорнийской породы – дело очень прибыльное. Животное неприхотливо в содержании, вес взрослой особи достигает 6 кг, а отличные репродуктивные качества позволят быстро увеличить поголовье.
– Так, например, если начать разведение всего с 30 особей, через год можно получить уже 173 кролика, а к пятому году их станет 730. Чистая прибыль к этому времени от продажи мяса будет около 3 млн рублей, – проанализировала школьница.
Рассада на гидропонике
О том, какие возможности сулит производство тепличных огурцов необычным способом, рассказала Алсу Гареева из школы деревни Кулиш Чунского района. Она предлагает выращивать рассаду на гидропонике – питательном водном растворе в экобоксах, а удобрять почву в теплицах при помощи дождевых червей.
В этой школе агробизнесобразование ведется еще с 1990-х годов. Инициатором стала директор Татьяна Немирич. Сегодня ученики не только занимаются растениеводством, выращивают кормовые и овощные культуры, но и разводят овец, кроликов, гусей, кур, содержат крупный рогатый скот. Есть у них опыт и по производству готовой сельхозпродукции. В школе работают инкубатор и пельменный цех, оборудование для которого приобретено на деньги, вырученные от продажи урожая. Ребята сами пекут хлеб не только для школьной столовой, но и для населения деревни. В 2015 году на средства областного гранта появились лабораторное оборудование для вермифермы и специальные земляные черви, которые производят экоудобрение.
– Затраты на выращивание тепличных огурцов у нас будут минимальными, – поясняет Алсу. – Экобоксы, приборы по определению влажности и кислотности почвы мы получили по президентскому гранту, теплицы тоже имеются. А урожай при таком подходе будет максимальным. Готовую продукцию планируем использовать не только в школьной столовой, но и продавать населению на центральном рынке в райцентре.
Самый вкусный сыр
А ученица девятого класса Юлия Амосова и восьмиклассница Алена Станиловская из небольшой школы деревни Залог рассказали о производстве сыра. Их школа является пилотной площадкой по агробизнес-образованию Качугского района. Первые шаги здесь начались с «зеленых» экспериментов. Дети выращивают на подоконниках и в теплицах огурцы и томаты, капусту кассетным способом, тепличные арбузы, безвирусный картофель. С прошлого года занялись пчеловодством, а нынче у них открылся кружок «Здоровое питание».
– Сыроварню мы приобрели на деньги, которые заработали от продажи картофеля, овощей и рассады на пришкольном участке, – рассказали девушки. – Молоко берем у односельчан, а еще в КФХ Липатовой – это наш социальный партнер. Закупаем только закваску. Изготавливаем сыр трех видов: российский, имиретинский и качотта. Теперь многие фермеры нашего района тоже хотят заняться производством сыра, и мы обязательно будем им в этом помогать.
Спрос на микрозелень
Начать свой бизнес по продаже микрозелени хотят и студентки Ангарского политехнического техникума Алена Айтуганова и Анита Левадная. Пока девушки выращивают базилик, горчицу, мелиссу, горох, красный амарант у себя дома, но уже в ближайшее время планируют открыть собственное предприятие. Первоначальные финансовые вложения – 200 тыс. рублей, а срок окупаемости – не больше года. Спрос на такую продукцию, уверяют начинающие предприниматели, будет высоким. Именно в этой фазе растение содержит наибольшее количество витаминов и минералов. Микрозелень хорошо усваивается, благотворно влияет на пищеварительную систему, укрепляет иммунитет и имеет мощные антиоксидантные свойства.
По заслугам и награда
В номинации «Животноводство» в очной форме защиты проектов победа досталась Юлии Козырицкой из Шиткинской школы Тайшетского района, в дистанционной – Николаю Шпакову из Усть-Удинской школы № 2 за проект «Разведение перепелок в домашних условиях». В номинации «Растениеводство» лучшими стали проекты из деревни Кулиш и села Перфилово Тулунского района. А в «Сельхозкооперации» победили школьники из Залога и поселка Харик Куйтунского района. Ангарчане одержали победу среди профессиональных образовательных учреждений.
Фото: архив участников конкурса