На 12 минут дольше стали разговоры по телефону в год пандемии
Коронавирусный 2020-й год стал непростым для рынка телекоммуникаций. Хотя и не провальным, как для других отраслей. Наоборот, операторы связи отмечают увеличение выручки по ряду направлений, поскольку в режиме самоизоляции большинство клиентов перешли на удаленный формат работы и стали плотнее пользоваться гаджетами.
Спроса много, прибыли мало
В МТС заявили о высоком росте как в беспроводном, так и проводном сегментах. А прирост новых пользователей ОТТ-платформы (предоставление видеоуслуг через интернет) составил 1,5 млн абонентов. По словам директора МТС в Иркутской области Владислава Божеева, это даже больше, чем общее количество пользователей данного сервиса в начале прошлого года.
– Основное влияние на сервисную выручку оказало падение роуминговых доходов в связи с ограничениями выезда за границу, – заявил в свою очередь директор Иркутского отделения МегаФона Егор Белый. – Чтобы поддержать абонентов в период самоизоляции, наша компания предоставляла ряд актуальных услуг бесплатно. Все это отразилось на доходах. При этом цифровая выручка показала рост в основном благодаря увеличению потребления видеосервисов и прочих контент-услуг в изоляции, а также услуг, связанных с организацией удаленного доступа.
В компании «Билайн» заявили, что по итогам 2020 года в целом по стране отмечается спад выручки от роуминга на 60%. В то же время одномоментная нагрузка на сеть вырастала до 20–30%, а мигрантов в базе было в 2,3 раза меньше. Все это последствия пандемии. В целом же «Билайн» закончил год в плюсе.
– Если посмотреть на финансово-экономические показатели отрасли за 2020 год, то они довольно неоднозначные, – прокомментировал генеральный директор Теlе2 Сергей Эмдин. – Объем интернет-трафика у операторов заметно увеличился, но при этом выручка у большинства компаний не выросла. Причина проста: если раньше пользователи не успевали за месяц израсходовать все минуты и гигабайты, включенные в абонентскую плату, то теперь стали использовать пакет до конца. Доля клиентов с пакетными тарифами составляет 90% от общей численности абонентов. Соответственно, дополнительную выручку компании не получают. Однако Tele2 в этой ситуации стоит особняком. Нам удалось достичь роста выручки даже в сложный 2020 год, но это, скорее всего, исключение из правил. Мы растем вопреки пандемии, а не благодаря ей. Возможно, в долгосрочной перспективе, операторы научатся монетизировать возросший спрос, но сегодня финансовые показатели в отрасли сложные.
Рост трафика в пригороде
Одним из главных трендов 2020 года операторы связи называют увеличение трафика в пригородах, так как с начала пандемии люди стали перебираться на дачи, базы отдыха и в загородные дома. Компаниям пришлось в срочном порядке инвестировать в строительство новых и модернизацию существующих базовых станций, чтобы удовлетворить возросший спрос вдали от городов. Так, в МТС рассказали, что на территории Иркутской области запущено более 100 новых базовых станций, а также расширена емкость канала связи в популярных туристических местах (на Малом Море, по Байкальскому тракту, в Большом Голоустном), в Ангарске, Усть-Илимске, Усолье и в десятках населенных пунктов вдоль БАМа.
Цифра:
Теперь высокоскоростной мобильный интернет доступен на территории, где проживает 98% населения региона.
Компания Tele2 модернизировала сеть более чем в 1 тыс. населенных пунктов Иркутской области, а 4G-интернет появился еще в 75 небольших и отдаленных населенных пунктах. В целом оператор увеличил количество базовых станций LTE на 60% по сравнению с 2019 годом. Теперь высокоскоростной мобильный интернет доступен на территории, где проживает 98% населения региона. Связь улучшена в дачных поселках на Байкальском и Мельничном трактах, в Сахюрте, Хужире, «Голубых елях», Камне Черского, в районе Байкальской астрофизической обсерватории, в начале Большой Байкальской тропы и в других рекреационных зонах.
Специалисты МегаФона провели работы по обновлению оборудования более чем на 200 объектах связи. В результате скоростной интернет стал доступен жителям еще 80 населенных пунктов региона, во многих он появился впервые. Например, выходить в сеть без проблем теперь могут жители небольших населенных пунктов Тарма, Батама, Горохово, Талая, Онот, Занина, Кутулик, Мегет, Бохан, Оек, Малая Топка, Култук и многих других.
Будущее за 4G
– Сколько бы «голос» ни хоронили, он умирать не собирается, – считает гендиректор Теlе2. – Если в прошлые годы трафик в сети 2G стагнировал, то в 2020 году голосовая связь вышла на новый рубеж. Рост трафика составил 20%. Первой на «свалку» истории отправится технология 3G – при наличии развитой и более дешевой сети 4G этот стандарт стал фактически тупиковой веткой технологической эволюции. При этом сеть 2G нам по-прежнему нужна для обеспечения «голосового» покрытия. Скорее всего, в ближайшие пять лет 3G исчезнет. В большинстве регионов первый технологический передел коснется 2G и 4G, потом, я надеюсь, получит распространение 5G, но тут вопросов больше, чем ответов. Пока нет решения, которое удовлетворяет отрасль с точки зрения частот.
Кстати:
По итогам 2020 года Теlе2 отмечает рост потребления интернет-трафика в Иркутской области на 60%. В МТС сообщили о том, что в прошлом году россияне стали разговаривать на 12 минут дольше, чем в 2019-м, а интернет-трафик передачи данных вырос в 1,5 раза. В сети МегаФона в Иркутской области суммарный интернет-трафик увеличился на 50%.
По данным Тele2, в их сети растет количество 4G-устройств, более 90% всего интернет-трафика проходит через сеть LTE. Остальные операторы также делают ставку на развитие 4G, поскольку запросы потребителей постоянно растут – для обмена тяжелым контентом, для просмотра в прямом эфире концертов, вебинаров и многого другого требуется стабильный интернет на высокой скорости. Ее может дать только сеть 4G. Так, в МТС заявили о том, что сегодня в Иркутской области 85% населения имеют доступ к высокоскоростному интернету, в том числе в нефтегазовых и золоторудных месторождениях. На 2021 год МТС планирует охватить четвертым поколением связи Бодайбинский район и ряд отдаленных малых населенных пунктов.
Розница уходит в онлайн
В пандемию коронавируса клиенты телекоммуникационных компаний стали реже посещать точки продаж и старались решать свои проблемы онлайн. Некоторые операторы сократили розницу. К примеру, у Теlе2 в Иркутской области были закрыты точки с низкой эффективностью (3% от общего числа). В целом по стране количество салонов оператора сократилось на 8%. И эта тенденция сохранится.
– Зато открытие новых точек уже происходит в новом формате, – отметил директор макрорегиона «Байкал и Дальний Восток» Теlе2 Михаил Прахов. – Это будут digital-салоны, где используется современный цифровой подход в сервисе, ассортименте и коммуникациях. Здесь предусмотрено все для того, чтобы соблюдать социальную дистанцию, безопасно совершать необходимые операции.
Операторы связи активно развивали онлайн-каналы. По словам Михаила Прахова, возможность дистанционного подключения к Tele2 иркутяне использовали практически сразу с момента его запуска. Пики активности пришлись на сентябрь и декабрь 2020 года. В макрорегионе «Байкал и Дальний Восток» количество интернет-заказов выросло в 10 раз, а с доставкой на дом – в 36 раз. Другой оператор отмечает рост трафика онлайн-сервиса МегаФон ТВ на 30% и на 28% – сервиса МегаФон Книги. Количество заказов в интернет-магазине МегаФона увеличилось на 40%. В МТС заявили о росте онлайн-платежей за покупки и услуги почти на треть.
Цифровая сим-карта
– Пожалуй, главным достижением прошлого года можно назвать внедрение eSIM, – добавил Владислав Божеев. – Абоненты теперь могут подключать свои устройства удаленно, без посещения офиса оператора связи. Для реализации этого проекта был решен целый ряд вопросов. Это касается правил активации таких SIM-карт, порядка дистанционного заключения абонентского договора.
Иркутская область вошла в число пилотных территорий, где можно приобрести цифровую «симку». Чтобы пользоваться eSIM, необходимо иметь смартфон, который поддерживает новую технологию. Таких пока немного, и все они в довольно дорогом ценовом диапазоне. Хотя Сергей Эмдин заверил, что в ближайшие два года начнется массовое внедрение цифровых SIM-карт. Уже сегодня в продаже появляется все больше гаджетов с более низкой стоимостью, поддерживающих eSIM.
– Для клиентов это возможность попробовать новое передовое технологическое решение, выбрать услуги другого оператора без смены классической сим-карты, подключить две сим-карты в смартфоны, где предусмотрен слот для одной, – добавил Егор Белый.
Фото: Теlе2