Тараса: село со своей национальностью

«В любой дом зайдешь – примут как своего», – говорят все, кому довелось побывать в селе Тараса Боханского района. Своей родиной его считают не только буряты, но и русские, татары. Здесь много смешанных браков, и ребятишки знают родной язык своих родителей. А местные жители, затрудняясь, к какой национальности себя отнести, шутят: «У нас она своя, тарасинская».

 

Три легенды

Тараса считается одним из самых старинных поселений Боханского района. По официальной версии ему не меньше 400 лет. По народным поверьям, свое начало оно берет с улуса, где поселился Готол – потомок родоначальника племени Булагата. С тех далеких времен в Тарасе сохранилось немало легенд, связанных с названием села.

 

 

Согласно первой, рассказала заведующая библиотекой Дарима Бухаева, в этом месте когда-то жил человек по имени Тараса. В газете «Иркутские губернские ведомости» от 4 июля 1857 года сохранилась даже заметка «Предания о Боханской земле», в которой излагается эта история. Второй вариант связывают с тарасуном – бурятской молочной водкой. Неподалеку от села есть местность – Того Нэрэше, которое переводится как «место для выгонки тарасуна». На небольшой полянке в тайге бьет холодный ключ, вода которого считается целебной и помогает от болезней глаз. Кроме того, холодная чистая вода – обязательное условие для выгонки хорошего тарасуна. У бурят испокон веков молочную водку употребляли на всех семейных торжествах. Третья легенда связана со значением слова «тараха» – «разгонять», «расходиться». В былые времена, когда предки бурят вели кочевой образ жизни и искали места с плодородной землей, тарасинская долина была перевалочным пунктом. Здесь они делали выбор, куда двигаться дальше: в сторону Шаралдая или Осы, а перед дорогой отдыхали несколько дней и набирались сил.

 

Бурятский «Павка Корчагин»

Не каждому дано прожить всего 20 лет и попасть в историю, но Павлу Балтахинову это удалось, как и его легендарному литературному тезке. Родился он в 1900 году в селе Тараса в многодетной крестьянской семье. Родители были бедными, но решили дать старшему сыну образование. В то время здесь подрабатывал учителем политический ссыльный Александр Мельников, который привил мальчишке любовь к чтению. Вскоре отец отправил сына в Бохан. Там способного ученика заметил преподаватель Закона Божиего священник Леонтий, по чьему настоянию Павла отправили в Иркутское духовное училище с полным пансионом – бесплатным питанием, одеждой и жильем.

 

 

Наделенный от природы острым умом, хорошей памятью и жаждой знаний, Павел Балтахинов мог бы сделать прекрасную церковную карьеру и стать одним из видных бурятских христианских проповедников, но юношу увлекли совсем другие идеи. Павел занялся изданием нелегального журнала иркутских семинаристов «Рассвет», где печатались его статьи о поэзии, а вскоре стал посещать нелегальные общегородские собрания, где бывали студенты-анархисты, социал-демократы и большевики. К началу 1917 года он стал убежденным революционером и вступил в местную Иркутскую группу анархистов-коммунистов. За чтение запрещенной литературы его исключили из семинарии. Он уехал в улус Олой работать учителем церковно-приходской школы. Главные события XX века – падение Российской империи и революцию – встретил вдали от Иркутска, но уже в начале лета вернулся в город, чтобы участвовать в подготовке выборов в Учредительное собрание в Эхирит-Булагатском и Верхоленском аймаках. Будучи прекрасным оратором, он легко и доступно объяснял людям необходимость перемен. В мае 1918 года Балтахинов приехал в родную Тарасу, где с местными единомышленниками попытался установить власть Советов. На западе страны в то время уже полыхала Гражданская война, которая вскоре докатилась и до Прибайкалья.

В 18 лет Павел становится командиром первого бурятского партизанского отряда. 22 декабря 1919 года отряды Балтахинова и Каландаришвили установили на территории всего Боханского аймака Советскую власть. К февралю 1920 года власть во всем Приангарье перешла в руки большевиков.

В конце 1920 года Балтахинова направили военным комиссаром в Тунку. Перед этим он решил на несколько дней заехать к отцу, в родную Тарасу. Ночью в деревню ворвалась банда атамана Донского, окружили дома большевиков и убили Павла. Ему шел двадцать первый год.

Земляки свято чтут память о Балтахинове. Ему установлен памятник в районном центре – поселке Бохан и на его родине, в Тарасе. Его именем названы улицы в Улан-Удэ, в Усть-Ордынском.

 

«Люди от нас не уезжают»

Как и много веков тому назад, Тараса до сих пор делится на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Но в отличие от других сел, с годами она не уменьшается, а прирастает. Практически на каждой улице можно встретить новые дома. Тарасинцы – активные участники региональной программы «Молодым семьям – доступное жилье».

 

 

– Действительно, люди от нас не уезжают, – соглашается глава сельской администрации Алексей Таряшинов. – Благодаря удачному расположению – всего 7 км от райцентра, здесь есть такие блага цивилизации, как устойчивая сотовая связь и интернет. В прошлом году мы положили асфальт, сейчас ремонтируем водонапорную башню и систему фильтрации воды. Благодаря сотрудничеству с областным минсельхозом, строим новые дома и устанавливаем детские игровые площадки. У нас есть средняя школа, детский сад, а недавно построили прекрасный спортивно-досуговый центр. В нем актовый зал на 150 посадочных мест, кинозал, спортивный зал и хореографический, кабинеты для кружковой работы. В смету вошли даже музыкальные инструменты, теперь хотим создать свой оркестр.

В Доме культуры открыты кружки для трех возрастных категорий: татарские – «Умырзая» (подснежник) и «Сандугач» (соловей), бурятский фольклорный ансамбль «Найдал» (надежда) и русский – «Тарасиночка». Причем в каждом занимаются взрослые и дети разных национальностей.

 

 

В школе, где обучаются 295 детей, также есть три образовательных центра: русский, бурятский и татарский. Дети разучивают национальные танцы, занимаются фольклором, декоративно-прикладным творчеством, ведут исследовательскую работу, проводят фестивали. Так, для празднования Сагаалгана и Сурхарбана во дворе школы даже установили старинную, 200-летнюю восьмигранную бурятскую юрту, чудом сохранившуюся у одного из жителей Тарасы. Юрту обновили, перекрыли крышу, а теперь возле нее ежегодно проводят театрализованные представления и конкурсы. Самым любимым и у детей, и у взрослых считается состязание на скоростное поедание поз.

 

 

Как рассказала директор Елена Топшиноева, Тарасинскую школу называют «кузницей педагогических кадров», поскольку многие ее выпускники стали учителями и работают в разных школах Боханского района. До недавнего времени здесь даже преподавали татарский язык в качестве факультатива. Сейчас, кроме русского, обязательными предметами являются бурятские язык и литература. Есть и другая традиция: более 10 лет назад бывшие выпускники школы учредили несколько премий, которые вручают ежегодно на последнем звонке. Именные ленты, подарки и денежное вознаграждение получают лучшие спортсмены, лучшие ученики и учителя года и класс-победитель. Последние награждаются поездкой на «Золотые пески» Братского водохранилища.

 

Новый дом для имама

Имам Боханского района Хатим Галимович Галимов тоже считает Тарасу своей родиной. Приехал он сюда по переселению в 1961 году.

– 30 марта исполнилось ровно 60 лет, как я на этой земле, – рассказывает он. – Сам я из Татарстана, мои родители жили в небольшой деревне Таканышского района. Отслужил в армии, вернулся. Мама умерла, а отец уехал на заработки. Нас у родителей было четверо: три сына и дочь, я старший. Деньги тогда в колхозе не платили, начисляли трудодни. 1958 год выдался неурожайным, начался голод. Вскоре в нашу деревню приехал вербовщик и давай агитировать, чтобы переезжали в Сибирь. Так я и еще 12 семей односельчан оказались в Тарасе.

В Боханский район Хатим Галимович переехал вместе с беременной женой и младшим братишкой. Сначала организовал плотницкую бригаду и строил дома, а после работал шофером. Доярок возил на ферму, фляги с молоком и обратом, после пересел на легковушку, стал водителем председателя колхоза.

 

 

– Тут тоже трудодни были, зато хоть хлеба в полный рот ели! – вспоминает былое Хатим Галимов. – Колхоз был богатым, в него входило четыре деревни. Скота много держали, хлеб растили, и дома у каждого тоже по нескольку коров стояло.

Семьи, продолжает, в Тарасе тогда были сплошь многодетными. У них с женой первый ребенок родился уже в июле 1961 года, а после еще четверо. Все сибиряками стали, но свой родной язык и культуру сохранили. Его дочь Анисия организовала в 2004 году в Тарасе фольклорный коллектив «Умырзая». Кроме татарских песен и танцев с помощью Хатима Галимовича ей удалось возродить национальные праздники и обряды: «Каз-омэсе» – праздник гусиного пера, обряд проведения татарской свадьбы и вечерних посиделок. Сегодня коллектив, получивший звание народного, – неизменный участник и победитель различных конкурсов: «Татар кызы» – в Новосибирске, «Алмазные грани» – в Свирске, «Мирас» – в Усть-Орде и фестиваля «Ангара-таннары» – в Иркутске.

 


Руководитель ансамбля «Умырзая» Лариса Иващенко

 

Сам Хатим Галимов с 2002 года является имамом Боханского района. Он помогает землякам организовывать похороны по мусульманским обычаям, читает молитвы на строительство дома, проводит обряд имянаречения. Но главным в своей работе считает воспитание у молодого поколения уважения к старшим, доброты и терпимости к разным вероисповеданиям.

– Я – мусульманин. Председателя возил, а коммунистом не был, конфликты на этой почве случались, – с улыбкой поясняет Хатим Галимович. – А теперь кто на это смотрит, да и чисто татарских семей уже не стало. Половина обрусела, вторая – обурятела. У сына моего, например, первая жена была полячка, из села Вершина, вторая – бурятка. У него восемь детей. У одной дочери тоже муж бурят, у второй – русский. У меня 22 внука и 19 правнуков, какой они все национальности – поди разберись, да и не так это важно. Главное, что все мы живем дружно. И наши внуки такими же растут.

 

Местный изобретатель

Для пользы земляков всю жизнь трудится и Бугда Соронович Михаханов – известный в Боханском районе энергетик-изобретатель. 24 февраля он отметил 90-летний юбилей, но по-прежнему продолжает работать. От ученика электромастера он дорос до главного энергетика колхоза. Выйдя на пенсию, начал изобретать приспособления для бесперебойной работы электроустановок.

 

 

– Я родился в Тарасе, но в семь лет остался сиротой: отца репрессировали и расстреляли, только в 1956 году он был реабилитирован, а мать умерла после болезни. Так мы остались вдвоем с сестрой, – вспоминает Бугда Соронович. – Я получил четыре класса образования, но в Бохан, чтобы учиться в пятом классе, меня не отправили, я считался сыном врага народа, поэтому начал работать в колхозе.

Свой первый опыт работы с электроустановками будущий изобретатель получил в Верхоянском районе, где устроился учеником электромастера. Через пять лет вернулся на родину, отслужил в армии, работал сварщиком в Тырети и Чуне, но никогда не оставлял мечты учиться дальше. Окончил вечернюю школу, после – Улан-Удэнский железнодорожный техникум. В колхозе им. Балтахинова Бугда Михаханов проработал более четверти века. За это время самостоятельно изобрел несколько приборов, которые обеспечивали безопасную работу различных электроустановок. Все свои разработки энергетик с успехом применял на практике. К примеру, благодаря его изобретению трехпозиционного реле тока, двигатели глубинных насосов на водокачках не выходили из строя от перегрузки и обрыва фазы, а из-за придуманной им биметаллической пластины нагревательный элемент служил в разы дольше.

В 1991 году Бугда Соронович вышел на пенсию, но свои разработки не бросил. Открыл первый в Боханском районе кооператив по изготовлению электроприборов, получил четыре патента. Сейчас, несмотря на почтенный возраст, трудится над созданием электродвигателей с переменной нагрузкой на валу. Объясняет: они смогут применяться на различных производствах, от дробилок и водокачек до пилорам. С их помощью удастся предотвратить аварии и сделать работу электроприборов более надежной.

– Я с малых лет познал, насколько тяжела работа в деревне, – объясняет изобретатель, – вот и стараюсь по мере своих сил сделать эту жизнь легче.