Как закрепить учителей на местах
Привлечь кадры в сельские и отдаленные территории – это не единственная задача, которую необходимо решить органам власти. Важно закрепить молодых специалистов на местах. Для этого необходимо, прежде всего, решить вопросы обеспечения жильем и заработной платы. В этом убеждена Валентина Федосеева, руководитель Иркутского областного профсоюза работников образования и науки РФ.
В большинстве муниципалитетов Приангарья ставка педагога равна 7 тыс. 983 рубля. На протяжении последних трех лет оклады не индексировались. При этом минимальный размер оплаты труда составляет 12 тыс. 793 рубля. Разница покрывается за счет компенсационных и стимулирующих выплат.
– Много примеров, когда выпускники колледжей или вузов, отработав два-три года в школе, разочаровываются в профессии и уходят из образования. В большинстве случаев не устраивает низкий уровень заработной платы. К этому добавляются жалобы на неразвитую инфраструктуру северных и сельских территорий, отсутствие ведомственного жилья для педагогов и льготной ипотеки, – говорит Валентина Федосеева.
Доплаты до МРОТ получают социальные педагоги, педагоги-психологи, у которых одна ставка и нет компенсационных выплат, также учителя в небольших школах, где мало уроков. С другой стороны – чтобы прокормить семью, педагоги вынуждены работать на 1,7 ставки, что равно 27–30 часам в неделю. Прибавьте к этому содержание кабинета в порядке, проверку тетрадей, классное руководство.
– Статистика же по региону показывает увеличение заработной платы педагогов. Вместе с тем дефицит кадров в системе образования у нас составляет уже более 4 тыс. учителей и воспитателей. Почему? Статистика удерживается за счет увеличенной нагрузки, что в перспективе приводит к скорому профессиональному выгоранию, эмоциональной и физической усталости, – отмечает Валентина Федосеева.
Профсоюз педагогического сообщества на федеральном уровне выступает активным сторонником изменения подхода к начислению оплаты труда педагогам. В настоящее время прорабатывается вариант определения отраслевого принципа.
– Речь о том, чтобы на всей территории страны установить единые базовые ставки по должностям педагогических работников. При этом ожидается, что оклад должен быть равен или больше МРОТ. Субъекты РФ, исходя из своих возможностей, смогут добавлять выплаты педагогам. В случае закрепления этого принципа на законодательном уровне молодые учителя смогут получить достойную оплату труда, что позволит школам активнее решать кадровые вопросы, – отметила Валентина Федосеева.