На счету иркутского ученого – более сотни внедренных изобретений

«Меня трудно чем-то удивить»

Впервые об Игоре Шелехове я услышал лет десять назад, когда попал в технопарк ИРНИТУ. На выставке технических новинок была представлена электрическая плитка, которая потребляла электроэнергии на 20% меньше, чем обычная. Ее разработчик – кандидат технических наук Игорь Шелехов.   

 

Чудо-плитка

У него более сотни изобретений, и каждое доведено до серийного производства. Игорь Шелехов в одном лице и генератор идей, и проектировщик, и конструктор. При случае может выточить нужную деталь на любом станке.

В 90-е годы, когда рушились промышленные связи и товарный рынок опустел, он пришел в «Востоксибэлектромонтаж», где его разнообразные таланты высоко оценили. Дорос от сотрудника техотдела до главного инженера. Все разработки, начиная от люстр до бытовых и промышленных тепловых завес и воздуходувок, на которые он получил патенты, без всяких проволочек воплощались в жизнь. Продукцию гнали вагонами по всей России.

Но потом объединение, не выдержав экономических потрясений, развалилось как карточный домик.

– А мне оставалось одно – идти в науку, – шутит Шелехов. – Тогда как раз носились с нанотехнологиями. Передовой край. Ну, давайте, пойдем на передовую, чего киснуть в окопах.

В итоге явилась на свет чудо-плитка. Патент содержит описание, но главная изюминка засекречена. Южнокорейцы попытались взломать этот секрет – безуспешно. Прослышали о плитке американцы. Заинтересовались. Но как люди недоверчивые и не любящие пускать деньги на ветер, заказали независимую экспертизу. Та подтвердила: русская плитка на 22% экономичнее американских по энергопотреблению. Довод сильный. Три стороны: США, Беларусь и иркутский ученый подписали соглашение о партнерстве. Американцы давали деньги, Шелехов – свое ноу-хау, а Беларусь строила завод по производству электроплиток. Когда вся документация была готова, американцы внезапно без объяснения причин вышли из проекта.

А вот монголы за новую технологию ухватились обеими руками. Правда, им были нужны не плитки, а сделанные на этой основе обогреватели для юрт. Так в Монголию отправили заказанной продукции где-то на полтора миллиона долларов. Обогреватели показали себя с лучшей стороны, и начались переговоры о их поставке уже на 20 млн долларов.

– Но вдруг монгольское правительство было отправлено в отставку. И вся договоренность, естественно, лопнула. Тогда мы предложили установить обогреватели только в Эрдэнэте. Губернатор дал свое согласие и самолично приехал в Иркутск заключать контракт. Не успел он подпись поставить, как и его сняли с поста. Так что мы пока опасаемся иметь дело с Монголией, уж больно быстро там власть меняется.

 

Целебные картины

Игорь Шелехов по специальности технолог по производству интегральных микросхем, а преподает в ИРНИТУ на кафедре городского строительства и хозяйства. Совместил две эти области, и весьма успешно:

– Специалисты, работающие в микроэлектронике, говорили: «бытовуха» – не наш уровень, мы выше. А я взял да спустился. И мне понравилось.

Он изобрел массу способов сохранить тепло в доме с минимумом затрат энергоресурсов. Написал целую монографию по теплому полу. Зная, что основные теплопотери происходят через окна, придумал шторы-нагреватели. Приспособил под отопление даже картины. Перенес на пленку рисунки знакомой художницы, а с задней стороны – методом трафаретной печати – нагревательную систему.

– Они у меня дома уже пять лет висят вместо русской печи. В печи кирпичи, как и картины, нагреваются до 50–70 градусов, а это самая благоприятная температура для человеческого организма.

Его последнее увлечение – совместить эстетику с врачеванием. Рисовать на металлическом листе, служащем электронагревательным прибором, картины не обычными красками, а растертыми в порошок кристаллами трех минералов: нефрита, лазурита и турмалина. Их целебные свойства известны еще с древних времен. Они служат как естественный фильтр. Если их нагреть и приложить к телу, то они пропускают только те тепловые волны, которые благоприятны для организма, а остальные отсекает. Даже официальная медицина признает их полезность. В Китае, например, с помощью нефрита лечат почки. Там в любом городе можно найти сауны и ванны, выложенные нефритом. А турмалин широко используется в Южной Корее.

Самое подходящее сырье для производства картин – нефрит. У него целая палитра оттенков: зеленый, красный, черный. К тому же его в Иркутской области море разливанное. Вешаешь картину на стену, и круглый год струится на тебя целебное тепло.

 

Самая экономная котлета

Я попал в лабораторию, когда заканчивались испытания последней новинки – духового шкафа, в котором время приготовления продуктов сокращается как минимум до двух раз.

– Очередная ваша идея?

– Не моя, – дочери.

– Она тоже инженер?

– Оканчивает школу. Как-то на даче жарили шашлыки. Дочь спрашивает: папа, почему мы так долго шашлыки готовим? Ну, я объясняю: если сразу готовить на большом огне, то снаружи обжарится, а внутри мясо будет сырое. Поэтому начинать надо на медленном огне, а потом уж разгонять угли. «А разве нельзя одновременно воздействовать?» – говорит она. Действительно, думаю, а почему нельзя? Говорю сыну Максу, он у меня на последнем курсе политеха учится: помозгуйте с сестренкой, может, чего придумаете. Вот они и придумали. Я им помог с оформлением патента.

В конструкции духового шкафа системы юных ученых использованы сразу три нагревательных элемента. Один при температуре 230 градусов прожаривает сердцевину куска мяса, а два других поднимают температуру до 400–700 градусов, создавая аппетитную корочку. Преимущество этого способа не только в скорости приготовления, но и в экономии продукта. Если жарить котлету на обычной сковородке, то степень ужарки составляет примерно 30%, то есть от ста граммов мяса останется не больше 70–75 граммов. В микроволновке и того меньше – 60%. Причем в микроволновке сочность меньше. А в духовом шкафу сохранность исходного куска мяса достигает 82–83%.

– Мои аспиранты целый год проводили испытания, кучу мяса изжарили, – смеется Игорь Юрьевич. – А программа, в которую мы вошли, не предусматривает затраты на продукты. Пришлось выкладывать на полуфабрикаты свои денежки. На обычной сковородке жарили одну котлету, вторую – на микроволновке, третью – в духовом шкафу. Потом взвешивали на электронных весах и съедали, так сказать, проверяя еще и органолептическим методом. Сейчас заканчиваем научный отчет по этой теме.

Сравнительный анализ, проведенный фирмой «Рациональ», показал, что иркутский образец печи превосходит по техническим показателям все имеющееся в мире оборудование. Имея такую солидную рекомендацию, они рискнули сделать свое предложение представительству, через которое закупают жарочное оборудование такие знаменитые фирмы быстрого питания, как McDonald’s, Burger King, KFC, Subway.

– Как-то на одной конференции подняли вопрос: почему в России мало открывается точек быстрого питания. Ответ: не хватает оборудования. Очередь большая. Нужно как минимум полгода ждать. Казалось бы, коль спрос есть, можно запускать и в серию. Пока не получается. Мы подготовили бизнес-проект по организации данного производства, передали в областное министерство экономического развития. После проведения экспертизы он был одобрен и рекомендован Корпорации развития Иркутской области. Стоимость проекта больше миллиарда рублей, из которых 20% я должен выложить из своего кармана. А где я их возьму? Так все и распалось.

 

Почему идеи до производства не доходят

Беда российской науки в том, считает Игорь Шелехов, что идеи до производства не доходят. Рассказал поучительную историю. В свое время один японский предприниматель взял подшивку советского журнала «Умелые руки», внедрил ноу-хау на своем производстве и стал миллионером.

– Все мои знакомые, кто занимался микроэлектроникой: программисты, системщики давно уже работают на Западе. Самое скверное, что люди уезжают за границу со своими идеями и там их воплощают. Мой хороший друг Леонид Духовный разработал технологию производства диэлектрического покрытия с хорошим коэффициентом теплопроводности, так называемые подложки. На этих подложках стоит вся мировая микроэлектроника. Бился во все двери – никому не нужно. Уехал в Израиль. Был я у него. В Иркутске он жил в какой-то деревянной халупе, мотался на старом разбитом «Москвиче», а там у него двухэтажный коттедж, у каждого в семье по дорогой машине. А на основе его изобретения израильтяне развернули целое производство, которое наше «Роснано» благополучно закупило и построило по этой технологии завод во Владимире.

Сегодня, по словам Шелехова, система производства в России кривобокая. Есть разработчики, причем талантливые, и есть торгаши, целая армия менеджеров различного уровня. А мостика между ними – производителя – нет. На всю Россию не осталось и десяти заводов, где можно заказать печатную плату, электронику. Раньше любой штамп или пресс-форму спокойно делали в Иркутске, а сейчас надо мотаться за ними в Китай.

– Я много поездил по свету, побывал, наверное, в тридцати странах, участвовал как разработчик в различных проектах, видел разные производства. Меня трудно чем-то удивить. Но китайской предприимчивостью я просто восхищен. Они буквально на лету хватают идеи и тут же воплощают их в жизнь. Как-то довелось мне побывать на промышленной выставке в Гуанчжоу. Стоит установка, которая выпускает конфеты. Я ради шутки говорю: «Можете изготовить «Ромашку» Бабаевской фабрики?». Китаец кивает головой, ноу проблем, сел за компьютер, набрал нужную рецептуру и через десять минут протягивает мне готовую конфету, уже завернутую в знакомый фантик. Попробовал – точно как Бабаевская. Фантастика.