Слюдянские изобретатели победили на областном конкурсе

«Большие вызовы» для школьников

Термостельки и сайт для виртуального туризма. Эти изобретения школьников Слюдянского района стали лучшими на областном конкурсе проектов «Большие вызовы». Впереди – всероссийский этап. В случае победы ребята еще на один шаг приблизятся к своей мечте. Они получат гранты, чтобы начать собственный бизнес.

 

Тепло от шагов

Что главное при прогулках в холодное время года? Конечно же, – не застудить ноги. Для этого придумали термостельки. В магазинах полно разных вариантов, но чаще всего они сделаны либо с помощью химии, а значит, одноразовые, либо вырабатывают тепло благодаря внешнему аккумулятору, который после использования загрязняет окружающую среду. Ученики слюдянкой школы № 4 изобрели термостельки, которые становятся теплыми за счет пьезоэлементов. Они не только долговечные и экологичные, но и помогают оставаться в отличной физической форме.

 

 

– Пьезоэлемент – это электромеханический преобразователь, с помощью которого механическая энергия преобразуется в электрическую и наоборот, – объясняет старшеклассник Вадим Юдинцев. – Для своей разработки мы прикрепили к нему тоненькие провода, ведущие по всей поверхности обычной стельки. Человек при ходьбе наступает на пьезоэлементы – получается электричество. Ток расходится по всей площади стельки и вырабатывает тепло. Сколько человек прошел, настолько стелька и нагрелась. Максимальная температура нагрева – до 30 градусов. Этого хватит с лихвой, чтобы согреть ноги в самый лютый мороз.

Пока инновация существует в единственном экземпляре, который старшеклассники изготовили специально для конкурса. Но уже в ближайшем будущем они хотят запустить ее в производство.

– Мы провели опрос и выяснили, что наша продукция будет востребована, – говорит Владислава Парфенова. – Ею, например, очень заинтересовались молодые мамы, пенсионеры, туристы. К тому же, до сих пор много профессий, работникам которых приходится трудиться на улице: инспекторы ГАИ, рабочие на железнодорожных путях и автодорогах. Уверены, они тоже оценят это изобретение.

 

 

Для своего проекта ребята разработали полноценный бизнес-план. Подсчитали стартовый капитал и сроки окупаемости проекта. Уже сегодня они задумываются над тем, как можно модернизировать продукцию. Агван Занданов хочет в дальнейшем перенести пьезоэлементы, например, на задник стельки. Если элемент выйдет из строя, достаточно будет поменять только часть стельки, а не покупать новую. Также он разрабатывает технологию использования термостельки в качестве альтернативного источника энергии.

– Мощные пьезоэлементы позволят встроить в них gps-маячок, что будет полезным для поиска заблудившихся туристов, а также можно зарядить мобильный телефон, – говорит он.

Юные изобретатели планируют изготавливать свой продукт на основе ортопедических стелек, чтобы людям не нужно было покупать специальную обувь. Свою разработку, говорят ребята, они уже направили для получения патента. Пока ниша не занята – нужно успеть запустить собственное дело.

 

Путешествуй на диване

Салих Акын, ученик школы № 12 Байкальска, разработал сайт для виртуального туризма с элементами нейросети. «Умная» технология способна подобрать виртуальный тур в соответствии с социально-психологическим профилем клиента.

– Я придумал этот проект, чтобы развивать экотуризм не только во всей стране, но и в мире, – рассказывает юноша. – Пандемия изменила нашу жизнь. Многие люди оказались в изоляции, особенно пенсионеры и инвалиды. Моя платформа поможет им не чувствовать себя оторванными от общества.

Селим разработал несколько виртуальных экскурсий, которые проводит для заказчиков по их желанию. Так, по просьбам жителей местного дома престарелых и ребят из социально-реабилитационного центра он уже побывал на реке Солзан и возле байкальской достопримечательности – скалы Чертов палец, в музее южного Прибайкалья и в доме детского творчества, где рассказал о выставке, посвященной авиамоделированию. В отличие от прочих виртуальных экскурсий, которых сегодня множество, включая осмотры самых известных музеев мира, «продукт» Салиха предполагает эффект присутствия непосредственно заказчика.

– Блогеры рассказывают о своей жизни, размещают фотографии и видео о каком-нибудь событии, а я предлагаю знакомство с чем-нибудь в реальном времени, непосредственное общение в режиме онлайн, – объясняет Салих. – Они смотрят, могут тут же задать вопрос, попросить что-то показать покрупнее или рассказать о чем-нибудь подробнее. Также на этой платформе можно проводить викторины и даже заказывать понравившиеся сувениры из определенного места.

Такая платформа, уверен старшеклассник, в дальнейшем будет полезна не только для развития экотуризма. Турагентства, например, смогут размещать на ней свои виртуальные туры, а бизнесмены – использовать для демонстрации продукта. Сегодня, по мнению школьника, рекламные ролики туроператоров сильно приукрашивают действительность, ведь чем красивее покажешь, тем больше привлечешь туристов. Его же «путешествия» позволят увидеть картинку реальной. Их уже полюбили турецкие сверстники. Дело в том, что папа Салих Рамазан – по национальности турок. Он в свое время учился в Иркутском лингвистическом университете, где и познакомился со своей будущей женой. Мария – выпускница школы, где теперь учится сын, золотая медалистка. В этой же школе долгое время преподавала бабушка юного изобретателя, а теперь здесь учителем английского языка работает отец. В Байкальск их семья переехала всего два года назад, до пятого класса Салих обучался в частной школе Анкары. Бывшим одноклассникам, признается парень, очень интересно посмотреть Байкал, сибирскую природу. Им Салих показывает и рассказывает о южном Прибайкалье бесплатно. Но ведь много других желающих! К тому же, совсем скоро он хочет сделать свои экскурсии еще интереснее: проводить съемки с помощью квадрокоптера, а также организовывать подводные путешествия.

– Идей для создания собственного бизнеса – множество, – уверен молодой человек. – Главное – посмотреть на привычные вещи немного по-иному и привнести что-то свое. Я благодарен, что конкурс «Большие вызовы» помог мне. Я вызов принял и готов развиваться дальше.