Зимний отдых на Байкале побил рекорды по туристам

Негде размещать

Зимний сезон для Иркутской области стал рекордным по количеству российских туристов. Базы отдыха и гостиницы не справлялись с потоком в пиковые дни – мест не хватало. Туроператоры считают, что зимний отдых на Байкале сравнялся с летним. Теперь нужно раскручивать межсезонье.

 

Дефицит мест

По предварительным данным, в зимний туристический сезон на Байкал приехало 250 тыс. гостей из разных регионов. Для сравнения, в прошлом году в этот период до начала пандемии у нас побывали около 220 тыс. туристов, в большей степени граждане КНР. Нынче же из-за закрытых границ выдался исключительно русский сезон.

– Спрос был очень большим, – отметила руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина. – Пик сезона пришелся на праздничные дни с 23 февраля по 8 марта. В это время свободных мест не было ни на одной туристической базе. Несмотря на все ограничения, удалось провести фестиваль «Зимниада». Именно с него 17 лет назад началась популяризация зимнего отдыха на Байкале. Тогда турбазы на Байкале принимали зимой только рыбаков. Сегодня все кардинально изменилось. И теперь другая проблема – негде размещать.

Причем, как отмечают туроператоры, этой зимой отдыхать на Байкал приезжали семьями с детьми, что не характерно для области. В гостиницах и на базах отдыха превалируют одно- и двухместные номера. А востребованы были трех- и четырехместные.

– Теперь мы начинаем понимать, почему в Советском Союзе в условиях «железного занавеса» так был развит внутренний туризм, – добавил член правления Сибирской байкальской ассоциации туризма Вадим Копылов. – Конечно, нам до этих цифр еще далеко. Но минувший сезон стал рекордным по количеству российских туристов. Зима у нас сравнялась с летом. Благодаря программе кешбэка Ростуризма в Иркутской области практически не останавливался туристический поток. Даже в те месяцы, которые традиционно на Байкале были «низким сезоном». Это ноябрь, декабрь, январь. А сегодня много брони на апрель, который раньше вообще был нулевым по количеству туристов. Постепенно отдых на Байкале становится круглогодичным направлением. Теперь нужно заполнить паузы между сезонами и подтянуть инфраструктуру – она не рассчитана на такой зимний поток.

Как шутят туроператоры, в разгар сезона на острове Ольхон не были заняты разве что собачьи будки. Даже были случаи, когда местные жители уходили на время жить к соседям, сдавая свой дом туристам. Нехватка мест в свою очередь вызвала рост цен. К примеру, стоимость номера на Ольхоне достигала 16 тыс. рублей в сутки.

– Байкал вновь стал недоступным для некоторых категорий туристов, – прокомментировал Вадим Копылов. – С этим ничего не поделать, это рынок. Только развитие инфраструктуры снизит цены. 

 

Жалобы на «поцелуй Байкала»

Туроператоры отмечают дефицит не только мест размещения, но и дополнительных услуг. Например, хивусы – суда на воздушной подушке, работали зимой на износ. К концу марта начались поломки, как следствие – сбои туристических программ, недовольство гостей. Даже ездовые собаки работали на пределе. Не хватало предложений для развлечения туристов, особенно для семей с детьми. «С колес» появлялись новые допуслуги, которые не всегда соответствовали принципам экологичности.

– К примеру, организация пикника в ледяном гроте стала одной из самых востребованных услуг этой зимой, – отмечает Вадим Копылов. – Но возникает вопрос экологичности мероприятия, поскольку не все туристы убирали за собой.

Екатерина Сливина рассказала о выдуманном ритуале – «поцелуй Байкала», когда во льду выбивают лунку, наливают в нее алкоголь и пьют из трубочки:

– В агентство поступали жалобы от местных жителей на этот ритуал. Высказывались разные претензии – от пропаганды алкоголизма до оскорбления священного места.

В целом же туроператоры считают, что зимний туристический сезон на Байкале пришел надолго, и даже после пандемии останется приличный поток туристов. Бизнесмены уже шутят, что лето снова нужно раскручивать. Сейчас ведется работа по созданию новых туристических продуктов на весну.

– Попытки по развитию весны на Байкале уже были, среди них есть и успешные, – добавила Екатерина Сливина. – Например, круизы по озеру за уходящим льдом. Есть новые предложения, в частности наблюдение за цветением Тажеранской степи на побережье Байкала.

 

«Пляжные» туристы

Что касается летнего сезона, то Байкал без туриста, конечно, не останется. Уже активно бронируются места на июль и август. Но все может измениться, если откроются границы. Вадим Копылов заметил, что такой же вал бронирований наблюдается на курорты Турции и Кипра. С другой стороны российских туристов в этом случае могут заменить иностранные.

 

 

– Своего клиента мы не потеряем, – говорит предприниматель. – Вопрос в том, добавятся ли к нему «пляжные» туристы, которые ранее отдыхали за рубежом. С другой стороны, таким гостям не всегда рады туроператоры, потому что они привыкли в Турции или Греции делать, что захотят, ведь все включено. Байкал требует к себе бережного отношения. 

Не все понятно и с чартерными авиаперелетами. Была предварительная договоренность с туроператором TUI, что он в этом году запускает чартерные программы на Байкал. Но поскольку это не совсем прибыльное направление для компании, она при первой же возможности переключилась на полеты в Турцию. Возможно, ситуация изменится, если на федеральном уровне решится вопрос компенсации затрат за организацию чартерных рейсов. Соответствующее постановление правительства РФ, по информации Екатерины Сливиной, уже готовится.

Между тем агентство по туризму вместе с бизнес-сообществом рассматривает другие перспективные направления в Иркутской области для привлечения туристов.

– В 2021 году мы будем «упаковывать» и оцифровывать туристические ресурсы Черемховского, Заларинского, Усольского и ряда других районов, что позволит сделать полноценный турпродукт, – поделилась Екатерина Сливина. – Продолжаем искать новые территории, интересные для развития туризма. Они есть, но таким направлениям не дает развиваться отсутствие инфраструктуры. Не только туристической, но и бытовой. Однако как только совпадают интересы, начинает развиваться и инфраструктура.

 

Кешбэк за турпутевку

Вернуть 20% от турпутевки или за размещение в отеле можно будет до 30 июня. С 18 марта запущен третий этап программы кешбэка, которую реализует Ростуризм.

Как рассказала Екатерина Сливина, чтобы получить кешбэк, необходимо купить путевку до 15 июня и съездить на отдых до 30 июня текущего года.

– Это будет очень востребовано на майских праздниках, в начале июня, – говорит Екатерина Сливина. – Для области весна не самый популярное среди туристов время, так что программа будет способствовать расширению сезона.

Для участия в программе нужно иметь карту национальной платежной системы «Мир», зарегистрированную в программу лояльности. Оплачивать тур или отель нужно полностью, причем не в офисе компании, а онлайн через ее сайт. Кешбэк не превысит 20 тыс. рублей. Деньги возвращаются на карту в течение пяти дней.

На сайте мирпутешествий.рф предложения сгруппированы по разным разделам – туры, гостиницы, круизы, детский отдых и санатории. Кешбэк доступен для разных турпакетов, в том числе при оплате железнодорожных и круизных туров. Еще одно условие – проживание исключительно в отелях, которые прошли классификацию, то есть получили звезды. Вернуть часть затрат можно несколько раз, если соблюдены все условия. Кешбэк могут получить жители Приангарья, отправляющиеся на отдых как в другие регионы страны, так и на Байкал.

– По итогам второго этапа программы Иркутская область вошла в Топ-10 самых популярных регионов, заняв восьмое место, – добавила Екатерина Сливина. – Тогда отдых на Байкале предлагали 73 туроператора. Сейчас в программе участвуют уже более 200 компаний.