КСП Иркутской области отмечает 25-летие
От достоверности к стратегическому аудиту
Четверть века на страже бюджета стоят аудиторы Контрольно-счетной палаты Иркутской области. Датой основания принято считать 18 апреля 1996 года, когда состоялось заседание, на котором утвердили структуру нового органа государственной власти. В интервью газете «Областная» председатель КСП региона, заслуженный экономист РФ Ирина Морохоева подвела некоторые итоги работы и поделилась планами на будущее.
Особый статус гарантирован законом
– Ирина Петровна, несмотря на все изменения, которые произошли в исполнительной и законодательной власти региона, КСП не только не утратила, а наоборот – укрепила свои позиции. Почему?
– Еще на этапе создания КСП получила статус юридического лица. Это позволяет Палате в любые времена оставаться самостоятельным органом с реальными контрольными полномочиями. Не терять позиций помогают верность своему делу и профессиональный подход, заложенные еще первым руководителем Василием Алексеевичем Митрофановым. Сегодня деятельность контрольного органа регулируется как федеральным, так и областным законодательством, уставом субъекта РФ. Работу КСП можно разделить на три направления, в числе которых контрольные мероприятия, экспертно-аналитическая деятельность, экспертиза нормативно-правовых актов. Большое внимание мы уделяем не только взаимодействию с органами власти, у нас подписаны соглашения о сотрудничестве с правоохранительными, надзорными, финансовыми и контрольными органами. Кроме того, с 2006 года действует Совет контрольно-счетных органов области, объединяющий 51 КСО муниципального уровня.
– КСП проводит проверки только по поручению депутатов Заксобрания, или у губернатора тоже есть такое право?
– КСП самостоятельно принимает решение о плане деятельности. Свои предложения могут вносить председатель областного парламента и губернатор, это регламентировано законом.
– Ни в одном вузе не учат быть аудитором, тем более контрольно-счетных органов. Где кадры берете?
– Мы встроены в систему о государственных гражданских служащих. Отбор кандидатов осуществляет конкурсная комиссия. Поддерживаем молодое поколение, более опытные специалисты выступают наставниками. До недавнего времени по штатному расписанию у нас числилось 43 единицы. Депутаты Заксобрания согласовали нам увеличение состава, добавили двух новых аудиторов и 15 государственных гражданских служащих. Часто на планерках от меня можно услышать: «У представителя КСП двойная ответственность, он должен не только знать предмет, но и найти ошибки. Поэтому по уровню компетентности мы должны быть выше того, кого проверяем».
– Насколько объективны выводы аудиторов?
– Аудиторский отчет – это основополагающий итоговый документ КСП, подписывая который, аудитор несет персональную ответственность за объективность, фактическую и юридическую достоверность. По итогам проверки составляются акты и доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. По закону в течение семи рабочих дней они имеют право представить свои пояснения и замечания. Далее готовится отчет, содержащий выверенные и неоспоренные замечания. Большинство спорных моментов стараемся урегулировать в досудебном порядке. Но если все-таки на нас подавали в суд, то претензии касались в основном процедурных вопросов. Прецедентов по оспариванию информации в суде о нарушениях в отчетах не было.
Аудиторы переходят на цифровые технологии
– Аудиторы много работают с бухгалтерскими документами. Но в 2020 году возникли ограничения из-за пандемии. Это как-то сказалось на работе КСП?
– Пандемия скорректировала нашу деятельность. Некоторых сотрудников переводили на удаленный режим работы. Благодаря цифровизации сегодня многие документы можно получить по интернету. Постепенно мы движемся к бесконтактному взаимодействию с теми, кого проверяем.
– С какими итогами по бюджету наш регион закрыл прошлый год?
– На основе анализа доходной части консолидированного бюджета могу сказать, что было привлечено 241 млрд рублей. Много ли это? В части налоговых и неналоговых доходов поступления были на уровне 97% по сравнению с 2019 годом. Зато прирост по межбюджетным трансфертам составил 32%. Однако дефицит бюджета на конец прошлого года достиг 16 млрд рублей. Госдолг региона приближается к 30 млрд рублей. Это связано с тем, что в Бюджетном кодексе были сняты ограничения по привлечению коммерческих кредитов. Но в такой же ситуации оказались многие субъекты РФ. Сегодня должна вестись работа по получению бюджетных кредитов с целью замещения ими коммерческих займов.
– Врачи и медсестры, кто контактировал с людьми, пораженными коронавирусом, жаловались на отсутствие обещанных президентом медицинских выплат. Вы проверяли такие случаи?
– Мы проверяли не только надбавки медперсоналу из «красной зоны», но и детское здравоохранение, ФАПы. Так, из федерального бюджета на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медработникам, оказывающим медпомощь гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, регион получил 1,5 млрд рублей. Нами были установлены нарушения на сумму 220 млн рублей. Отсутствие регламента по стимулирующим выплатам приводило к неоднозначному толкованию медицинскими организациями условий назначения выплат. То есть нарушения не всегда были связаны с действиями самих главврачей. Были объективные причины, когда из-за неотработанных механизмов деньги перечислялись не по назначению.
– С приходом губернатора Игоря Кобзева активизировалась работа по нацпроектам. Какая динамика наблюдается в этом направлении?
– Ситуация по реализации средств нацпроектов, это примерно 12% расходов бюджета, значительно сдвинулась с места. Заработал проектный офис. По нацпроектам в прошлом году осталось менее 1 млрд рублей неосвоенных средств, ранее этот показатель был на уровне 3,1 млрд рублей. Достигаются целевые показатели, обеспечивается своевременное прохождение контрольных точек.
– Говоря о нацпроектах, депутаты ставят перед КСП региона задачу – не просто проверять целевое расходование средств, но и обращать внимание, какую пользу они приносят людям. Справитесь?
– Мы благодарны председателю и депутатам областного парламента за плодотворное сотрудничество. Эффективность вложенных средств – важно. Но не менее важно учесть, всем ли довольны люди. Мы должны внимательно оценивать значение целевых показателей, на которые направляются средства. Но и в этом вопросе не все так просто. Статистические данные не всегда оперативно обновляются. При расчетах используются устаревшие данные. Бывает, что в программах или нацпроектах применяются не актуальные целевые показатели. Из-за чего возникает множество ошибок.
– С чем связано будущее КСП?
– Наряду с традиционным контролем высшие органы аудита во всем мире все чаще начинают заниматься стратегическим аудитом. На первый план выходят вопросы эффективности и результативности тех средств и тех программ, которые принимаются. Также аудит становится цифровым, повышается роль аналитиков – специалистов, умеющих создавать модели анализа на основе больших данных. Поэтому нам необходимо как можно быстрее внедрить цифровые технологии и заниматься повышением компетенции.