«Умные» дороги
В Иркутской области разработан проект по внедрению интеллектуальных транспортных систем. По нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» у нас появятся «умные» светофоры, работающие в зависимости от интенсивности потока, «умное» освещение, метеостанции с датчиками замеров состояния дорог и многое другое.
Дорожные заторы – серьезная проблема областного центра. Строительство развязок – только полдела. Нужен комплексный подход. Рекомендовал администрации и думе города разработать электронную транспортную модель. И уже на ее основе планировать строительство. Мы вкладываем в это огромные деньги. Поэтому важно сразу прогнозировать, как изменится дорожная ситуация. Построив развязку и решив проблему в одном месте, мы можем создать ее в другом. Также необходимо проработать развитие парковочной сети. Сейчас оставленные автомобили занимают целые полосы. Как итог – огромные заторы, особенно в центре Иркутска.
Игорь КОБЗЕВ, губернатор Иркутской области
Единый контроль
Эту тему обсудили на конференции, посвященной вопросам качества инженерных изысканий, проектирования и строительства. Юлия Гордина, директор ОГАУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», рассказала об основных аспектах проекта:
– С прошлого года поставлена задача по внедрению интеллектуальных транспортных систем в регионе. Федеральное финансирование предусмотрено для регионов с городскими агломерациями свыше 300 тыс. жителей. Пилотный проект реализуется на базе Иркутской агломерации.
В первую очередь интеллектуальные транспортные системы (ИТС) предполагают развитие региональной единой платформы управления, которая охватит все программные модули взаимодействия транспорта и дорожной отрасли. В нее будут встроены инструменты передачи, структурирования, хранения, обработки, анализа и визуализации данных. А для получения информации на дорогах области появятся датчики отслеживания и расчета интенсивности движения, датчики определения температурного режима, влияющего на воздействие транспортного средства на дорожное покрытие, «умные» светофоры, «умное» освещение, метеостанции и т.п.
Светофоры нового поколения
В этом году уже установлен первый «умный» светофор на автодороге Шелехов – Иркутск, в районе села Смоленщина. Его довольно долго отлаживали, и сегодня он работает, исходя из интенсивности движения. По словам Юлии Гординой, в настоящее время ни в Иркутске, ни в Ангарске, где очень высокий трафик движения, нет автоматического регулирования светофорных объектов – все настраиваются вручную. Постепенно в этих двух городах обычные светофоры будут заменены на «умные», что позволит разгрузить улицы.
– Сколько бы мы ни построили дорог и развязок, без изменения системы управления внутри Иркутска мы не сможем избавиться от пробок. Губернатор Игорь Иванович Кобзев поставил задачу, что должен быть комплексный подход, – подчеркнула глава Дирекции.
Вандалы на трассах
Согласно проекту ИТС на всех въездах в Иркутск будут установлены метеостанции с датчиками замеров интенсивности движения и состояния покрытия. Их цель – работать на упреждение неблагоприятных условий – гололеда, ухудшения видимости, чтобы дорожники оперативно принимали меры.
Юлия Гордина подробно остановилась на технологии автоматического весогабаритного контроля. Три таких рамки были установлены в прошлом году на Качугском, Александровском и Голоустненском трактах. Они в движении определяют параметры грузовиков, что очень важно в периоды, когда действуют ограничения для больших машин. Поскольку нарушения по весу приводят к серьезным штрафам (до 500 тыс. рублей), грузоперевозчики крайне недовольны установленным автоматическим пунктам весогабаритного контроля и вместо того, чтобы выполнять нормативы, пытаются сопротивляться. К примеру, на прошлой неделе на Качугском тракте вандалы уронили рамку прямо на проезжую часть. Ее восстановили, а рядом теперь дежурит усиленная охрана. В этом году будут установлены еще три аналогичных пункта на основных магистралях региона, которые несут нагрузку грузового транспорта – на автодорогах Братск – Усть-Илимск, Черемхово – Голуметь и Тельма – Раздолье.
– Будем также внедрять контроль за пассажирским транспортом, – продолжила Юлия Гордина. – Например, в Иркутске в каждой семье, в среднем по статистике, имеется более одной машины. Пассажирским транспортом пользуется низкий процент населения. При этом маршрутных автобусов очень много, в итоге городское движение загружается в 3–3,5 раза больше пропускной способности. Будем вводить автоматическую систему контроля за общественным транспортом, чтобы пересмотреть схему его движения.
Глава Дирекции заметила, что подготовлена заявка на получение федеральных средств по внедрению интеллектуальной системы на территории Иркутской области. В ближайшее время она будет направлена в Москву.
В Иркутске реализуются крупные автодорожные проекты
Главный проект – создание Южного обхода города. Параллельно с ним в Иркутске будут проведены реконструкции Лермонтовской развязки и Кайского перехода. Следующий крупный объект – это реконструкция Качугского тракта от Иркутска до Оёка с созданием шестиполосного движения и современных развязок, в том числе, для выезда на Александровский тракт и на различные улицы Иркутска. Эти объекты позволят перераспределить транспортные потоки и разгрузить улично-дорожную сеть областного центра на 60%. Благодаря этому многим водителям не нужно будет выезжать на Маратовское кольцо. На нем тоже планируется перераспределить движение транспорта и построить автомобильный мост через Ушаковку в конце улицы Карла Маркса. Разработать проект необходимо администрации Иркутска.