Жители Иркутской области предпочитают есть местные продукты
Жители Иркутской области всё чаще предпочитают покупать местные продукты, растет сельхозпроизводство, об этом на круглом столе в газете «Областная» 27 апреля 2021 года рассказали эксперты.
– Сельхозпроизводители Иркутской области произвели 865 тыс. тон зерна в 2020 году, это больше уровня предыдущего года. В 2021 году поставлены планы довести этот показатель до 900 тыс. тонн, – рассказала первый заместитель министра сельского хозяйства Наталья Жилкина. – Сельхозпроизводителям оказывают меры господдержки, от них же требуется соблюдение технологий – качество семенного материала, своевременное и в достаточных объёмах удобрение почвы. Культуры, находящиеся в севообороте – рапс, лен (его будут выращивать лишь второй год).
По ее словам, к производству рапса шли долгие годы. В свое время была разработана программа, направленная на развитие производства этой масличной культуры, однако тогда не было рынка сбыта. Сейчас с повышением спроса на культуру растут и объёмы производства. Если в прошлом году вырастили 67 тыс. тонн рапса, то в этом году планируется 106 тыс. Это экспортно-ориентированная культура, которую перерабатывают, в том числе и предприятия Иркутской области. Отходы переработки применяют в животноводстве.
Активно вводится в оборот пашня, которая простаивала долгие годы. Для ее освоения введены меры господдержки. Традиционными для области остаются картофель и овощи. Но поскольку личные подсобные хозяйства не так активно их производят, как раньше, ставку делают на крестьянско-фермерские хозяйства и сельхозпредприятия. За счет роста качественных показателей увеличивается производство мяса и молока, действует программа для строительства ферм и откормочных площадок. Развивается хлебопекарная промышленность, стабильна мясоперерабатывающая отрасль. Производство напитков показывает устойчивую тенденцию к росту. Востребован весь широкий ассортимент продукции региональных товаропроизводителей: мясная, молочная, рыбная, масложировая продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, мороженое. Представительства компаний работают далеко за пределами области. В прошлом году в Усолье-Сибирском появилась новая фабрика мороженого. Куриное яйцо в Иркутской области производится в пределах 160% от потребности. Эта продукция активно продается за пределами региона и страны, что позволяет сохранять рабочие места, своевременно выплачивать зарплату, налоги остаются на территории региона.
Среди новшеств, к которым министерство сельского хозяйства серьезно готовится, – маркировка, в том числе и молочной продукции. Внедряются современные технологии в земледелии и животноводстве.
Зарегистрирован товарный знак «Продукты Приангарья». Ежегодно рассматриваются заявки предприятий, производящих продовольственные товары, и КФХ, а получение знака дает определенные преференции товаропроизводителям. Сейчас в министерстве работают с 1200 товаропроизводителями, еще порядка 500 мелких хозяйств, которые занимаются производством и переработкой сельхозпродукции могут стать претендентами на получение этого знака качества, если обратятся в министерство. Сегодня более 50 предприятий уже используют знак.
Для поддержки пищевой, перерабатывающей промышленности разработана программа, где предусмотрено возмещение затрат, в том числе на представление своей продукции на различных выставках и ярмарках, грантовая поддержка для малых пищевых предприятий, которым необходимо обновление оборудования, процентные ставки, возмещаемые крупным товаропроизводителям на закуп сырья. «Можно сказать, что системный подход господдержки, связанный не только с производством, но и с продвижением продукции сегодня уже дает результат и делает нашу продукцию узнаваемой», – отметила Наталья Жилкина.
Говоря о развитии рынка сельхозпродукции, председатель совета директоров ООО «Саянский бройлер» Владислав Буханов отметил, что пандемия существенно ускорила процессы интернет-торговли, изменила логистику доставки сельхозпродукции до покупателя. Но многие представители малого бизнеса не смогли выдержать новые форматы, и этот сегмент сильно пострадал. Снизилось и потребление продуктов, но люди стали не только сравнивать скорость доставки и цены, многие вернулись к приготовлению домашней еды. Это открывает новые возможности для товаропроизводителей. «Саянский бройлер» впервые за 30 лет получает запросы от крупных ритейлеров из центральных регионов, которые готовы покупать нашу, даже замороженную продукцию. Владислав Буханов объясняет это нехваткой кормов в других регионах России.
– Уникальность Иркутской области в том, что правительство и профильное министерство, принимая программы, сработали эффективно, это позволило товаропроизводителям сохранить урожай кормов, работать с фермерами, а также получать урожай на вновь введенных землях. Наш объем пшеницы и рапса готовы закупать другие регионы с коэффициентом 1,5 даже с учетом увеличившейся себестоимости, – сказал Владислав Буханов.
Говоря о покупательской способности, эксперт отметил, что люди стали покупать чаще, при этом средний чек стал ниже. Но при соотношении цена\качество, выбор делают все-таки в пользу качества. Он поддержал Наталью Жилкину, отметив, что программа по развитию производства рапса дала хороший результат и позволила нам получить потенциал для развития, определенные конкурентные преимущества, развивать кооперацию, в целом поднимать уровень жизни на селе.
И о. директора МУП «Комбинат питания г. Иркутска» Марина Черемных рассказала, что 43% продуктов для комбината поставляют местные товаропроизводители. Мясо, большинство круп и фрукты закупают в других регионах. Договоры с поставщиками комбинат заключают в рамках конкурса. Основное требование – это качество и сертификация в системе «Меркурий». Большой проблемой в организации школьного питания Марина Черемных назвала нежелание детей есть традиционные супы и каши. Составляя меню, которое отвечает требованиям Роспотребнадзора и СанПИНов, на комбинате стараются соблюсти баланс жиров, белков, углеводов, минералов. Технологам предприятия приходится изобретать блюда, соответствующие этим нормам, в то же время, привлекательные для школьников. На комбинате рассматривают возможность введения в рацион блюд из тыквы, кабачков, которые популярны среди молодежи. Местные производители готовы выращивать, сохранять, замораживать и затем поставлять овощи на комбинат.
– Продукцию на Центральном рынке Иркутска представляют 44 товаропроизводителя, – рассказал директор рынка Григорий Слезак. – Но у Центрального рынка есть серьезная проблема. Здесь никогда не уделялось внимание маркетингу. Сегодня основная задача – не столько произвести продукцию, сколько продать ее. Покупатель становится все более разборчивым. Если крупные компании проводят свои маркетинговые исследования и их товар узнаваем, то у малых товаропроизводителей таких возможностей нет. Производить продукцию, стоять за прилавком и заниматься ее продвижением довольно сложно. Именно обучением маркетингу сейчас планирует заняться руководство Центрального рынка. Здесь будут проводить семинары, тренинги.