Байкальский образовательный маневр

Интеллектуальный деловой клуб «Байкальские стратегии» отметил пятилетие. В прошлом году в клубе завершили большой проект «Иркутский фронтир», партнером которого выступила общественно-политическая газета «Областная», и продолжили обсуждение концепции социально-экономического развития региона.

 

Ставка на образование

– В конце 2019 года на «Байкальских чтениях» мы говорили о нескольких ставках, которые регион может сделать для своего развития, – отметила Галина Кузняная, председатель клуба «Байкальские стратегии». – Это промышленные технологии и инженерия нового поколения, биотехнологии, цифра и развитие IT, урбанистика и городская среда, образование. Но стратегия не может бежать сразу во все стороны, и мы решили сделать ставку на то, что объединяет все названные приоритеты. И биотех, и цифра, и градостроительство невозможны без людей – людей, которые рождаются здесь, учатся и остаются, конечно. А в центре – Байкал как основная точка притяжения.

– Мы понимаем, что у региона ресурсов немного – как организационных, так и финансовых, и нужно сконцентрироваться на самой эффективной, – добавил Роман Ищенко, один из основателей клуба «Байкальские стратегии». – Когда мы сформировали первый набор гипотез по стратегии региона, образование было заявлено как одна из ставок, в процессе обсуждения с экспертами стало понятно, что это самая эффективная точка.

На вопрос, почему обсуждать образовательный процесс нужно именно в Иркутске, ответил Сергей Переслегин, директор Центра экономики знаний Международного научно-исследовательского института проблем управления, прогностик, писатель:

– Образование – один из ключевых процессов, который отделяет человека и созданную им социосистему от природы, животных и создаваемых природой экосистем. Мы столкнулись с ситуацией, которой не просто не было давно, а возможно, не было никогда. За один год на образование обрушился колоссальный удар, заставивший сменить не только приоритеты, но и инструменты. Иркутск на данный момент один из стратегических регионов России. Все проведенные за последнее время стратегические региональные игры очень четко показывают на ключевую роль именно зоны Иркутска не то что в развитии, но даже в существовании России. Любой регион существует и думает отдельными определенными людьми. В Иркутске есть люди, – в частности, они есть здесь, в клубе, – которые думают об образовании, у него есть подготовленная когнитивная инфраструктура.

 

Ключевое понятие «экосистема»

На первый взгляд, задача формулируется довольно просто: необходимо создать на Байкале экосистему мировых образовательных площадок и продуктов, используя притягательность озера для людей всего мира.

Термин «образовательная экосистема» относительно нов. Тем не менее – это ключевое понятие в современном образовании. В биологии под ним понимают систему сообществ, в которую входят живые организмы, среды их обитания и сложная система связей, позволяющая осуществлять обмен веществом и энергией. Потом термин «экосистема» перекочевал в бизнес. Например, совсем недавно можно было сказать, что такие компании, как Microsoft, Apple или Google производят компьютеры или программы. Но сегодня эти компании уже создали среду, в которую входят не только сами устройства, планшеты и телефоны, но и огромное количество программ-приложений, сервисы для продажи контента, облачные хранилища и многое другое. И все это как-то живет, размножается, конкурирует между собой или, наоборот, зависит друг от друга, образуя экосистему.

 

 

Образовательная экосистема рассматривает обучение как среду, в которую входят студенты, преподаватели, администраторы и даже родители студентов, которые взаимодействуют как друг с другом, так и со множеством инновационных продуктов, технологий, методик обучения. В такой системе студент, осваивая требуемый объем компетенций, не столько подчиняется формальным требованиям учебного процесса, сколько существует в среде, которая дает ему возможность самостоятельно определять образовательную траекторию.

Экосистема университета распространяется за пределы стен учебного заведения, она формирует среду, которая создает перспективы для развития региона. Кремниевой долины в США не было бы без Стэнфордского университета, биотехнологический кластер Бостон – Кембридж немыслим без Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.

– Мы считаем, что у нас есть исторический шанс, в первую очередь благодаря Байкалу, сформировать на территории региона крупный международный образовательный кластер, – говорит Роман Ищенко. – Проводить на берегу Байкала много образовательных мероприятий, конкурсов, олимпиад, конференций, на которые могли бы приезжать люди со всего мира. Можно назвать это «умным туризмом» или «образовательным туризмом». За счет этого можно получить образовательный продукт совершенно другого качества.

 

От стратегии к тактике

По мнению экспертов клуба «Байкальские стратегии», начинать «образовательный маневр» нужно с создания на берегах Байкала и в Иркутске качественных образовательных площадок, одновременно с этим разрабатывая высококлассный образовательный контент. Причем делать это нужно одновременно, потому что, с одной стороны, качественное образование не делается в палаточном лагере, а с другой, создавая инфраструктуру, но не наполняя ее содержанием, в результате можно получить пустышку – как, например, вышло с развитием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкал» в Бурятии.

 

Один из выводов, к которому пришли эксперты клуба: Иркутской области нужно любой ценой вырваться из сценария промышленно-сырьевого развития. Риски здесь очевидны – это доминирование интересов корпораций, вахтовые рабочие места, а в недалеком будущем автоматизация производства и безработица. В то же время именно сейчас, когда в мире формируется новая технологическая платформа, у региона есть шанс сформировать сценарий «прорыва».

Начинать придется с импорта педагогических кадров и образовательных технологий мирового уровня. В России есть опыт создания мощных образовательных центров «с нуля», в первую очередь это образовательный центр «Сириус» в Сочи. Он был создан на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе президента РФ Владимира Путина. «Сириус» занимается выявлением, развитием и дальнейшей профессиональной поддержкой одаренных детей. Так что задача «образовательного маневра» это своего рода создание проекта «Сириус 2.0».

Среди возможных партнеров проекта – Дальневосточный федеральный университет, лидер в сфере образования в восточной части страны. Разумеется, потенциальными партнерами рассматривается Бурятия и Якутия. Обязательным условием реализации проекта является участие иркутских вузов. В интеллектуальном деловом клубе «Байкальские стратегии» считают, что образовательный проект по своему масштабу должен соответствовать ни больше ни меньше освоению Сибири.