Профессия вне моды и времени

За неполных три дня каждой команде предстояло сложить факельную печь. Таких проектов ни одна бригада раньше не выполняла, поэтому одинаково волнуются и новички, и опытные мастера. В Иркутске впервые прошел областной конкурс «Лучший печник». Чья печь оказалась самой жаркой и красивой?

 

Печь – сердце дома

– Кирпич у всех один и тот же, но результат будет разный, – говорит главный судья Александр Кутузов. – Вот смотрите: глина, песок одинаковые, но каждый замешивает раствор по-своему. Кто-то использует мокрый кирпич, кто-то сухой, а некоторые, перед тем как делать кладку, его ошкуривают для лучшего сцепления с раствором.

Жюри будет оценивать, прежде всего, эстетичность. Печка должна получиться красивой. Есть нормативы толщины шва – 5 мм. Еще важна выдержка размерного ряда, соблюдение вертикальности и горизонтальности стенок печи. И, пожалуй, самый важный момент – правильное конструктивное решение. К примеру, если сделать дымовые каналы слишком большими, то не получим хорошего прогрева и тяги, маленькими – печь будет отапливать улицу.

Пусть в этом конкурсе у всех участников одинаковое задание, некоторые, как выяснилось, уже давно нашли не только свой стиль в печном деле, но и заслужили признание.

Так, Андрей Любченко из поселка Подкаменная Шелеховского района занимается изготовлением печей уже 12 лет.

– Первым это ремесло освоил мой отец, – рассказывает Андрей. – Ему пришлось делать печь сначала себе, потом друзьям. Я тоже постепенно подключился к этому делу. А так и самолеты на авиазаводе строил, и работал бетонщиком, плотником, столяром, жестянщиком… Несмотря на то что уже столько лет занимаюсь печным делом профессионально, постоянно чему-то учусь.

Андрей говорит, что может сложить из кирпича все что угодно: тандыры, помпейские печи для приготовления пиццы, камины, коптильни, зоны для барбекю, различные жаровни, но больше всего любит делать русские печи.

– Добра та речь, коль в избе есть печь. Курна изба, да печь тепла, – сыплет мастер пословицами и поговорками. – Не зря же на Руси печь издревле называли «сердцем дома». На печи и готовили, и спали, и даже мылись! Прибежал ребенок с улицы мокрый, замерзший, забрался на печку, прогрелся – и здоров! И старые, и малые на горячих печных боках лечились, и никаких антибиотиков не требовалось. А готовить в печи – милое дело! Любое блюдо имеет особый вкус. Приезжайте в гости – угощу!

 

Терентич-печник

Ангарчанин Сергей Герасин признается, что предпочитает изделия более воздушные, точеные и резные в стиле барокко.

– Я тоже с детства увлекся этим ремеслом, – говорит он. – У меня дедушка, Владимир Терентьевич Ивашков, был печником. Жил в поселке Китой в частном доме. Его так и звали до самой смерти «Терентич-печник». Меня эта профессия заинтересовала своей самобытностью, необходимостью постоянно что-то изобретать. Одни клиенты хотят, чтобы было тепло, другие планируют на печи еще и готовить. Кто-то просит печь с камином, кто-то – с котлом, чтобы от него шли батареи. Я люблю делать комплексы, а еще моя «фишка» – украшения. Стараюсь добавлять колонны, арки, рисунок – все из кирпича и глины.

 

 

 

«Изюминка» Анатолия и Алексея Павловых – стиль хай-тек.

– Сейчас мы живем в Иркутске, а родом из Зиминского района, села Центральный Хазан, – поясняет Алексей. – В 2007 году я поступил в училище на специальность «каменщик-печник». Пошел, потому что больше никуда не взяли, и даже не предполагал, что в итоге вытянул счастливый билет. Профессия оказалась отличной. Несколько лет назад я открыл свою фирму. На заработанные деньги купил квартиру в Иркутске, машину, дачу, помог братьям и сестрам, нас у родителей пятеро.

Братья Павловы пока единственные в Иркутской области, кто делает печи из натурального теплоемкого камня талькомагнезита. Заказывают его с Урала, из Финляндии и Карелии. Применяют авторские технологии.

– У нас своя конвекционная система, свои наработки по теплоотдаче, – делится Алексей Павлов. – Топить наши печи нужно совсем недолго, а тепло держится несколько дней. К тому же благодаря талькомагнезиту, они выглядят очень эффектно, стильно и современно.

 

Выбор молодых

Пока опытные мастера показывают портфолио и альбомы со своими работами, новички трудятся не покладая рук. Хвастать им особо нечем, а выполнить задание хочется как можно лучше.

Команда братьев Абрамович на этом конкурсе самая молодая. Виктору 24 года, Олегу – 16. На вопрос, как коренные иркутяне увлеклись непривычным для горожан делом, Виктор улыбается:

– Просто я люблю что-то делать своими руками. После школы учился в политехническом университете на факультете авиамашиностроения. Дошел до 4-го курса, а потом у нас с женой родился ребенок. Перевелся на заочное, чтобы содержать семью. Чем заниматься? Случайно наткнулся в интернете на курсы печников. Решил попробовать и не прогадал.

Учиться этому ремеслу, говорит Виктор, было и трудно, и очень интересно, ведь хороший печник должен владеть навыками инженера, проектировщика и даже ландшафтного дизайнера. Обладать глубокими знаниями в области аэродинамики, иметь пространственное воображение.

– Мне было легко, потому что учился этому в университете, – поясняет молодой человек. – Я могу рассчитать тепловые нагрузки, расширение материала, распределение тепла в зависимости от выбранного места кладки.

Ангарчане Николай и Яков Тарасовы говорят о своей работе так:

– Печник – профессия вне моды и трендов. Она заставляет подходить к работе творчески, потому что лишена однообразия. А еще это хороший заработок.

 

 

После жарких дискуссий жюри подводит итоги конкурса. Победа достается братьям Тарасовым. На втором месте – Андрей Любченко и Руслан Побережный. Замыкает тройку Виктор и Олег Абрамовичи.

Региональный этап конкурса «Лучший печник» состоялся при поддержке правительства Иркутской области и Общероссийского народного фронта. В дальнейшем печное дело в Прибайкалье планируют развивать. По словам сопредседателя регионального штаба ОНФ Сергея Апановича, часто бытовые пожары возникают как раз из-за некачественно сделанных печей, поэтому профессионалы в этой отрасли очень востребованы.

– Через два месяца мы уже начнем обучение первой группы специалистов. Этим будет заниматься научно-исследовательский институт Всероссийского добровольного пожарного общества при поддержке ОНФ, а также министерства труда и занятости Иркутской области, – сказал Сергей Апанович.