Когда в Иркутской области появятся электронные паспорта и зачем нужны суперсервисы
Свидетельство о собственности, трудовая книжка, страховка, паспорт и т. д. — наши документы один за одним уходят в онлайн. Уже в 2023 году цифровые документы придут в регионы, в том числе и в Иркутскую область. Но пока отмена бумажных документов вызывает множество опасений. Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко ответил на самые популярные вопросы об электронном документообороте, сообщает 7 мая 2021 года пресс-служба регионального правительства.
На сайте «Госуслуги» в ближайшее время будут запущены суперсервисы — специальные комплексы услуг, которые могут потребоваться жителям Иркутской области в разных жизненных ситуациях. Например, рождение ребенка, утрата близкого человека, регистрация бизнеса, медицинские справки и документы онлайн, цифровые документы об образовании — наиболее популярные запросы, с которыми обращаются граждане в различные органы и учреждения. Один из примеров — суперсервис «Поступление в вуз онлайн». В прошлом году через него было подано 70 тыс. заявлений. В нынешнем году вузов, подключенных к сервису по всей стране, включая Иркутск, будет уже 113.
Правительство Иркутской области стало инициатором предоставления услуги регистрации факта рождения и смерти в проактивном режиме. Важно, чтобы родители, выходя из роддома, имели на руках свидетельство о рождении, информацию об ИНН, СНИЛС ребёнка. Причем, желательно сразу в электронном виде.
При этом электронные услуги и документы не отменяют бумажных, подчеркнул Дмитрий Чернышенко. Возможность лично посещать государственные учреждения, получать в них услуги и бумажные документы никуда не исчезла. По-прежнему всегда можно прийти в МФЦ или орган власти лично, чтобы получить консультацию или обратиться за услугой.
Электронный паспорт будет использоваться на территории России наравне с бумажным, его оформление исключительно добровольное. Но после получения электронного паспорта бумажный будет считаться недействительным. В Иркутской области услуга появится не ранее середины 2023 года.
Еще один пример перехода на цифровой документооборот — это электронная трудовая книжка, которая появилась у жителей области с 1 января 2020 года. Новый формат документа не предполагает физического носителя, он существует только в цифровом виде. Посмотреть сведения из электронной трудовой можно в личном кабинете на портале Госуслуг или в мобильном приложении.
У электронной книжки на самом деле много преимуществ. В неё нельзя вписать ошибочную или юридически неверную информацию — все записи можно внести только по строго унифицированному образцу. Она упрощает процесс трудоустройства на дистанционную работу: работник может выслать работодателю всю информацию о своём трудовом стаже по электронной почте, такую выписку легко запросить в личном кабинете на Госуслугах. Пенсию с электронной трудовой книжкой тоже оформить легко, не нужно будет нести в Пенсионный фонд дополнительные документы — там сами соберут всю необходимую информацию по вашему лицевому счёту.
— Как в Китае, где с 1 января заработала система оценки граждан и появился так называемый социальный рейтинг, у нас не будет. Запуская цифровые государственные сервисы и внедряя электронные документы, мы преследуем единственную цель — улучшить качество жизни людей. И достигать этой цели планируем за счёт повышения скорости оказания госуслуг, дебюрократизации и удобства пользования всеми сервисами, — говорит Дмитрий Чернышенко.