«Балалаечка играет, балалаечка поет»
95-летняя Варвара Канунина из села Мугун Тулунского района стала победительницей областного смотра-конкурса «Не стареют душой ветераны». Аккомпанируя себе на балалайке, она исполнила частушки собственного сочинения.
Особое поколение
«Балалаечка играет, балалаечка поет. Балалайке ноги сделать – балалаечка пойдет!» Стоит Варваре Дмитриевне взять в руки любимый инструмент – сразу долой все года и хвори, она молодеет на глазах. Поет звонко и весело, совсем как когда-то девчонкой на деревенских вечерках. И пусть теперь ноги совсем не ходят, бабушка пытается даже приплясывать, сидя на диване. Разве удержишься – частушки-то одна задорнее другой:
– Девочки, попойте-ка, меня развеселите-ка. Про мово миленочка разочек вспомяните-ка!
Такие домашние концерты баба Варя дает каждый год 9 Мая. Для нее День Победы – праздник особый, личный. На фронте воевали ее отец, старшие братья, муж, а она сама, вместо того чтобы учиться в школе, с 15 лет работала на колхозных полях и лесозаготовках, отдавая последнее для приближения долгожданной Победы.
В этот день к нашей героине обязательно приезжают дети, внуки, правнуки, приходят соседи, земляки, чтобы еще раз послушать и ее частушки, и воспоминания о прожитой жизни. В них нет ни жалоб, ни сожалений о тяжести прожитых лет, зато много доброты, терпения и милых забавных подробностей, без которых не обходятся ни в одной семье.
Бабушка достает поблекшие фотографии, старые грамоты и почти истлевшие фронтовые треугольники, бережно завернутые в хрустящие полиэтиленовые пакеты. Раскладывает на столе юбилейные медали. Перед ней почти вековая история ее жизни. Но глядя на эти незамысловатые семейные реликвии, к горлу невольно подступает комок: сколько же пришлось пережить этому поколению…
Судьба человека
Родилась Варвара Дмитриевна 10 февраля 1926 года в деревне Днепровск Нижнеудинского уезда, в крестьянской семье. Родители ее – переселенцы Псковской губернии, приехали в Сибирь в поисках лучшей доли. Варя была у отца с матерью третьим ребенком. Едва ей исполнился годик, отец скоропостижно скончался, а ее мама вышла замуж вторично за вдовца Ивана Романенко, у которого на руках остался маленький сынишка. В совместном браке у них родилось еще шестеро ребятишек, и детей в семье стало уже десять.
– Я помню, что лет с четырех нянчила младших, – неспешно ведет речь Варвара Дмитриевна. – Бывало мама бросит на пол тулуп, посадит маленькую Веруню, а я с ней тетешкаюсь игрушками, сшитыми мамиными руками…
Ее учеба закончилась после четвертого класса, в 1938-м. Надо было помогать родителям по хозяйству, да и поблизости не было семилетней школы, чтобы продолжать учиться.
23 июня 1941 года председатель сельсовета сообщил односельчанам о начале войны с фашистской Германией. Почти всех мужчин мобилизовали на фронт. В тылу все тяготы военной жизни легли на плечи женщин, стариков и подростков. Варвара пошла работать в колхоз. Сажала картошку, сеяла зерно, выращивала табак, а дома вечерами вязала носки и рукавицы, шила кисеты и сушила картошку, чтобы отправить подарки бойцам на передовую. Времени для отдыха почти не оставалось, но молодость все равно брала свое. Девчонки и парни, с улыбкой делится Варвара Дмитриевна, собирались в одной из изб на ночные посиделки. Пели, плясали. Она всегда была здесь желанной гостьей: могла сыграть на балалайке и полонез, и польку, и кадриль. А еще отбивала чечетку так, что подружки диву давались!
В 1943 году, в 17 лет, ее назначили бригадиром и отправили на лесозаготовки. Необъятные вековые деревья приходилось пилить двуручной пилой. Работали от зари до зари, падая с ног от усталости и голода. Кормили скудно: на одного человека выдавали в сутки всего по 600 граммов хлеба. Когда объявили Победу, люди смеялись и плакали, а она почти до самого утра развлекала всех игрой на балалайке.
Вскоре начали возвращаться с фронта земляки. В Варвариной семье, к счастью, всех дождались живыми: отца, братьев, дядьев… А вскоре она познакомилась еще с одним фронтовиком, который стал ее мужем.
С первого взгляда и на всю жизнь
В 1947 году из армии в соседнее село возвратился бравый пограничник Иван Канунов. В одно из воскресений он пришел на вечерку в Днепровск и тут же заприметил красивую девушку.
– Отправил мне записочку: выходи за меня замуж! – смеется Варвара Дмитриевна. – Мне-то он тоже сразу глянулся, но я даже глазом не повела. Где это видано: без родительского благословения! Через несколько дней приезжаю домой из леса, чтобы помыться в бане, а в избе гости: Иван с родителями и сватами! Отец давай перед ними хвалиться: дочка-то у нас видная, правительственную медаль имеет! В 46-м году меня наградили «За доблестный труд». Те в ответ: да и жених не промах, у него тоже медали есть!
Вскоре сыграли свадьбу. Приданое: матрац без сена, две подушки и домотканое одеяло сгрузили молодые в повозку и поехали жить к матери мужа. Свекровь тогда уже овдовела, к тому же растила четырех внучат от умершей дочери. Варваре пришлось сразу взвалить на себя заботу и о ней, и об этих ребятишках. В скором времени у них с Иваном народились своих шестеро. Жили все вместе – «в тесноте, да не в обиде».
Годы, продолжает, промелькнули, как один миг. Работали с мужем в колхозе, поднимали на ноги детей. Не успели оглянуться – те выросли, выучились и выпорхнули из родительского гнезда. Татьяна работала продавцом в селе Мугун, Михаил – на АНХК в Ангарске, Мария 50 лет – в Мойгане воспитателем и заведующей детского сада, Александра – строителем. После окончания Тайшетского техникума ее направили в Ташкент восстанавливать столицу Узбекистана после землетрясения. Там она вышла замуж да так и осталась. Николай был трактористом…
В 1993 году Варвара Дмитриевна похоронила любимого мужа. Со своим Иваном они прожили в любви и согласии 47 лет. После старушку забрала к себе дочь Татьяна. У Варвары Дмитриевны 10 внуков, 16 правнуков и три праправнука.
Бабушка, когда позволяет здоровье, с удовольствием водится с ребятней. Рассказывает им сказки, читает стихи, множество которых до сих пор помнит наизусть, играет на балалайке, поет. А еще не забывает наказывать:
– Растите разумными, будьте дружнее. Только бы не было войны, остальное все пережить можно…