Построить и не навредить
В течение четырех ближайших лет планируется построить новую асфальтированную дорогу от МРС до поселка Харанцы на острове Ольхон. Работы уже начаты на первом пятикилометровом участке. Поскольку стройка пройдет в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ), будут предприняты все меры для минимизации ущерба окружающей среде.
Емкости для стоков и тоннели для сусликов
Построить асфальтированную дорогу на острове местные жители попросили президента России Владимира Путина. Свою просьбу они озвучили во время прямого эфира в 2017 году. Глава государства поддержал это решение и дал соответствующее поручение.
– Было много проблем природоохранного плана, поскольку дорога должна строиться в Центральной экологической зоне, где действует много ограничений, – отметила руководитель ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Юлия Гордина. – В 2020 году проведена колоссальная работа по подготовке и согласованию каждого этапа проектирования и строительства автодороги.
В середине прошлого года полностью согласован пятикилометровый участок на въезде в Хужир. В декабре был выбран подрядчик, работы уже ведутся – на остров доставлена необходимая техника, материалы. Кстати, разработка карьеров в ЦЭЗ запрещена, поэтому инертные материалы завозятся из Баяндая. По словам Юлии Гординой, если их будет не хватать, прорабатывается вопрос доставки грузовой баржой из Слюдянки. С ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» и научным сообществом определены места для размещения небольших мобильных асфальтобетонных заводов, а также для дозаправки техники.
– Каждый шаг будет согласовываться с нацпарком, – добавила Юлия Гордина. – На Ольхоне очень много эндемичных и краснокнижных растений и животных. Наша задача – не навредить. Что нарушится, все будет восстановлено. Если во время работ специалисты увидят эндемичные растения, то будут огораживать их и ставить метки.
Кроме того, на остров уже доставлено семь емкостей для сбора сточных вод. Их установят вдоль дороги, где сейчас ведутся строительные работы. В дальнейшем резервуары будут собирать дождевые и талые потоки с дороги, чтобы они не попали вместе с автомобильными жидкостями на землю и в озеро Байкал. Потом содержимое емкостей планируется вывозить в ближайший населенный пункт, где есть очистные сооружения – в поселок Усть-Ордынский. Путь не близкий, но это требование природоохранного законодательства. Такие же резервуары установят на протяжении всей реконструируемой дороги на острове.
Не исключено, что в будущем при строительстве асфальтированной трассы на острове также будут возводиться тоннели для миграции животных.
– В Европе такая технология применяется давно, подобное появилось и в центральной части России, – отмечает Юлия Гордина. – По мнению экологов, при строительстве дорог нарушаются естественные миграционные пути животных, поэтому необходимо устройство тоннелей. До нас еще не дошло это как обязательное требование, но, возможно, здесь есть резон – на дорогах, например на Ольхоне, часто гибнут суслики.
Сервитут на все 40 км
Работы на въезде в Хужир рассчитаны на два года – нынче будет подготовлено земляное полотно, в следующее году – асфальтирование. По словам Юлии Гординой, подрядчики идут с опережением графика. Всего же на острове Ольхон планируется построить 40 километров асфальтированной двухполосной дороги, которая поделена на четыре участка. Это 5 км, где сегодня ведутся работы, второй отрезок самый большой – 29,6 км – от причальных сооружений до въезда в поселок, третий пройдет по территории Хужира, четвертый – далее до Харанцов.
– Серьезный прорыв произошел в части согласования публичного сервитута с национальным парком и Министерством природы РФ, – подчеркнула руководитель Дирекции автодорог. – Это позволило продолжить проектные работы по всем участкам реконструкции автомобильной дороги, в том числе подойти к завершающей стадии проектирования строительства самого крупного объекта – от причальных сооружений до въезда в Хужир. К концу 2021 года при благоприятных обстоятельствах будет завершена экспертиза проекта, и тогда можно начинать строительные работы.
Данный участок самый сложный, так как протяженный и предполагает в некоторых местах изменение трассировки дороги, чтобы исключить ненормативный радиус и угол наклона.
29,6 км дороги предполагается реконструировать за три года. А всю дорогу на острове привести в нормативное состояние – за четыре года. В планах также реконструкция причальных сооружений со стороны Ольхона. В настоящее время завершается их проектирование.
– О стоимости работ самого крупного объекта говорить пока рано, – добавила Юлия Гордина. – Сумма станет понятна после экспертизы. Конечно, она будет немаленькая, ведь работы пройдут на особо охраняемой территории с соблюдением экологических норм. Например, есть участки, где планировалось проведение буровзрывных работ. По настоянию экологов, их заменит гидромолот, что обойдется гораздо дороже. Но финансирование реконструкции дороги на Ольхоне будет вестись из федерального бюджета. Это значит, что есть надежда на благополучное завершение дела.