Домашняя радуга
Иркутянка Анастасия Зыкова уже более семи лет разводит дома экзотических бабочек. Крылатые уроженки далеких Филиппин и Коста-Рики настолько привередливы в уходе, что их заводчица каждый раз зарекается: это в последний раз! Но все равно возвращается к любимому увлечению снова и снова.
Тропики на кухне
– Проходите быстрее и закрывайте плотнее двери! – так, вместо приветствия, встречает гостей Анастасия Зыкова.
В просторной кухне тепло и влажно. На плите в большой кастрюле кипит вода, а на окне, шторах, стенах и дверцах шкафов сидят разноцветные бабочки.
– Сейчас последних покормлю, и мы с вами поговорим, – обещает хозяйка.
Она осторожно берет в руки за брюшко очередную крылатку, подносит к блюдцу с разбавленным водой медом и распрямляет в нектар хоботок насекомого.
– Если ей пища не нравится или бабочка не хочет кушать, она свой хоботок скручивает, а это, видите – голодная, – растолковывает Анастасия.
Кормить каждую бабочку, продолжает она, нужно минимум дважды в день. Рожденные в неволе, самостоятельно питаться они не могут. Их пища – вода с медом или сахаром, свежие яблоки или апельсины, переспелые бананы. Одновременно накормить несколько из одного блюдца – не получится, даже если позвать помощника. Одна вспорхнет крыльями – потревожит другую. Кипящая кастрюля тоже неспроста. Все эти разноцветные прелестницы – уроженки тропических стран, и им нужна высокая температура. Когда в квартире тепло, надо каждые 15–20 минут опрыскивать бабочек из пульверизатора, чтобы их крылья не пересыхали. На ночь, рассказывает хозяйка, она помещает всех в отдельные коробочки с влажной ватой и ставит в прохладное место. Если соблюдать все условия, «домашняя» крылатка может прожить до двух месяцев.
– И сколько же бабочек у вас бывает одновременно?
– Однажды было пятьдесят. Сейчас гораздо меньше, чуть более десятка. С маленьким ребенком и так, знаете ли, хватает хлопот, поэтому приходится жертвовать хобби.
Лови-девочка и лови-мальчик
Своих радужных крылаток Анастасия старается подбирать не только по необычной расцветке, но и названиям. Она визажист-стилист, ее муж – фотограф. Бабочек они используют в основном для фотосессий на свадьбах и для художественных композиций. Вот эта, например, – Идея Левконоя (Idea leuconoe). Китайцы называют ее «невестой» и считают покровительницей брака и добрым духом семейного счастья. Кажется, что на белых крыльях тончайшие черные разводы слились воедино, как инь и янь. А еще ее крылья похожи на изящный образчик японской каллиграфии – тончайший узор словно нанесли черной тушью на светлой до прозрачности рисовой бумаге.
Рядом – Лови-девочка (Papilio Lowi), а неподалеку – мальчик. Самцы, рассказывает хозяйка, всегда красивее, чем самки, чтобы привлекать противоположный пол. Великолепные изящные крылья самки отличаются, кроме формы, необычным окрасом: верхние крылышки словно припорошены серебристо-бежевой пылью, что создает удивительный эффект старой, вытершейся от времени фотографии. Крылья самцов практически черные, с белыми разводами, отчего Лови-мальчик получил еще одно название – Черный принц. Этот вид бабочек принадлежит к многочисленному семейству парусников. Их легко узнать по характерному «разрезу» крыла – внутренняя сторона его не прилегает к брюшку, а задние крылышки оканчиваются длинными каплевидными «хвостами».
На противоположной стене от пары Лови красуется парусник Кочубей. Ярко-красное брюшко, бархатно-черные крылья с яркими алыми пятнами. Кочубея часто называют «бабочкой для влюбленных», потому что по форме красные пятна напоминают сердечки, а красно-черное сочетание издавна считается знаком страсти.
– Самая большая бабочка, которая у меня была, это павлиноглазка Атлас, – поясняет Анастасия. – Я ее испугалась и больше никогда не заказывала. Это одна из крупнейших бабочек в мире. Размах ее крыльев достигает 24 см, у моей был 21. Тело у Атласа толстое и короче крыльев, имеет красно-коричневый цвет. В Гонконге эту бабочку называют «голова змеи» из-за того, что узор на ее крыльях напоминает змеиную голову. А самой привередливой оказалась лунная бабочка. Они очень маленькие, но порхают быстро. Ей постоянно нужно летать, поэтому поймать лунную бабочку тяжело.
Уроки биологии
Заводчица призналась, что увлеклась разведением бабочек потому, что ей «постоянно хотелось что-то придумывать и чем-то удивлять». О содержании заморских крылаток в домашних условиях она узнала в интернете. Когда досконально изучила этот процесс, начала делать это сама.
– Я выписываю коконы из Москвы, – пояснила Анастасия. – Их отправляют самолетом в плотной упаковке, чтобы не замерзли в дороге. Помещаю коконы в специальные мини-фермы, подвязывая каждую на нитке к небольшой палочке. Когда у меня было их много, я обустроила инсектарий. Это довольно внушительная емкость, похожая на аквариум.
О своем увлечении Анастасия сразу принялась рассказывать детям. По специальности она преподаватель начальных классов, поэтому, когда работала в школе, частенько приносила на уроки своих тропических гостей – уже родившихся и только готовящихся появиться на свет. Ребятишки, вспоминает, наблюдали за процессом открыв рот, причем не только малыши, но и взрослые. Молодую учительницу приглашали проводить уроки биологии в средние и старшие классы.
Когда Анастасия переехала из Братска в Иркутск, устроилась визажистом. И здесь ее увлечение пришлось как нельзя кстати. Разве кто-то откажется украсить свой свадебный портрет или фотографию выпускного бала такой маленькой радугой? Особенным спросом, говорит, тропические бабочки пользуются у сибиряков зимой. За окном – снег и мороз, а тут – буйное разноцветье.