Коллаборация искусств
Вернисаж «Личная история», спектакли «Я нанял убийцу» и «Холстомер» открыли 18 мая фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск». В его программе – около 40 театральных постановок, читок, кинопоказов, творческих встреч, выставка, концерт, участниками которых станут более 300 человек со всей России. А зрителей будет на порядок больше. Этот фестиваль – совместный проект международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства (ММОМА) и золотодобывающей компании «Полюс».
– «Территория» впервые проходит в Иркутске, и мы рады подарить зрителю возможность увидеть лучшие произведения современного искусства страны, – отметила директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева. – Огромный интерес представляет выставка «Личная история», где собраны уникальные работы. Мы очень рады, что событие, которое пришлось отложить из-за пандемии, все-таки удалось организовать, ведь Иркутская область символизирует для нас развитие и воплощение самых масштабных проектов.
Приключения лица
Первым событием фестиваля стало открытие выставки ММОМА «Личная история», которая не просто представлена в залах Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, но и включает в себя несколько произведений из его собрания.
– Для нас большая честь работать с таким прекрасным музеем, – отметил старший научный сотрудник ММОМА Владимир Прохоров. – Важно, что в проекте случился диалог между шедеврами из фондов двух музеев. Данная экспозиция – продолжение исследования наших коллекций, где мы показываем историю жанров. Сейчас в связи с пандемией на первый план в нашей жизни вышло человеческое общение, поэтому мы решили представить портрет.
На выставке на примере классических видов изобразительного искусства – живописи, графики, скульптур, а также новых – фотографии, видеоарта – зритель может проследить, как в ХХ – начале ХХI века трансформировался портрет. Экспозицию разделили на три тематических блока: «Личное», «Публичное» и «ЛичнОе».
По центру на стене-перегородке посетителей встречает эффектная инсталляция Валерия Айзенберга «Выскочки, яйца, изумрудные мухи и крот».
– Произведение открывает раздел «ЛичнОе». Этот термин из иконописного словаря обозначает изображение открытых участков тела – лица и рук, – пояснила старший научный сотрудник ММОМА Екатерина Зайцева. – Работы, представленные здесь, показывают нам приключения лица, или как трансформировалось его изображение на протяжении XX–XXI веков. В данном случае мы не знаем, что автор хотел сказать этой работой, ведь Валерий Айзенберг не комментировал свои произведения. Скорее всего, инсталляция связана с его личной философией, ведь «выскочки» в его словаре – это цветовые пятна, что-то, заряженное жизненной энергией, а еще – альтер эго художника. Кроме того, парящие вокруг центральной фигуры, в голове которой яйца, цветные профили как нельзя лучше иллюстрируют идею раздела.
В специальной нише – работа Александры Митлянской «Поговори с ней» в стиле видео-арт. На экране – лицо молодого человека, который наблюдает за золотой рыбкой. Рядом – карта с портретом художника Александра Пономарева «Разрез Атлантики по 60-й параллели».
– Автор – моряк, и он часто объединяет плавание и художественный акт, – пояснила Екатерина Зайцева. – В данном случае, когда он отправился замерять глубину океана, то поместил в батискаф пенопластовые стаканчики со своим автопортретом. Материал под давлением деформировался, создавая причудливые образы. Художник считает, что ему помогает творить сам океан.
«Мона Лиза» в стиле поп-арт
Раздел «Публичное» открывает картина в технике аппликации Татьяны Файдыш «Собрание», где условно изображено большое количество лиц в виде овалов, два из которых вырезаны из зеркала. Таким образом зритель сможет как бы узнать себя в толпе. Обращает на себя внимание и гигантская галерея цветных изображений «Моны Лизы» Георгия Пузенкова в стиле поп-арт.
– В уголке искусства поп-арта речь не об индивидуальных достижениях, а о канонах времени, – отметил Владимир Прохоров. – Например, работа Константина Латышева «Капиталистический реализм» – это некий абстрактный вариант счастья. Здесь возникает интересный момент стирания личности под воздействием стереотипов.
На другой стене – октябрятская «Звездочка», выполненная из угля, художника Владимира Анзеля и «Автопортрет» Андрея Большова на красном фоне, вызывающий ассоциации с иконографией советских вождей. Совсем другое настроение у работы из серии «Нимбы» Сергея Шутова.
– Это лайтбокс – в круге-нимбе некий образ от которого исходит свечение, – пояснила Екатерина Зайцева. – Идея в том, что божество обычно приходит к нам в таком ярком свете, что мы не видим его лика. Тема звездности и героизма прослеживается в работе Валерия Кошлякова. Его произведение из серии «Головы героев» написано на гофрокартонной коробке. И это некое столкновение цивилизаций. Голова античной статуи изображена на том, что принято считать мусором.
Малевич, Церетели, Вознесенский и другие
Раздел «Личное» открывает автопортрет художника Михаила Курыгина, который представляет собой некую вселенную, где в центре расположен он сам. Здесь можно увидеть «Портрет жены» Казимира Малевича и «Портрет Инессы» Зураба Церетели.
– Инесса Андроникова – супруга дедушки, которая была и остается музой всего его творчества, – подчеркнул исполнительный директор ММОМА Василий Церетели. – Именно благодаря ей он попал в 1964 году во Францию, где у него произошло знакомство с Пикассо и Шагалом, и начался новый период творчества.
Интересен также по форме и смыслу автопортрет поэта Андрея Вознесенского «Свежие овощи».
– Поэт Андрей Вознесенский по образованию архитектор. Уже в зрелом возрасте он при разборе архива нашел этот студенческий портрет и создал арт-объект, – рассказала Екатерина Зайцева. – Он поместил его в раму и инсталлировал туда терку. С одной стороны, это абсурдный ход, что свойственно поэзии Вознесенского, а с другой – отражает часть его судьбы, когда на съезде Хрущев ругает молодых поэтов, и больше всего достается именно ему. Словом, так поэт вспоминает, как их в молодости перетирала жизнь.
На выставке можно увидеть еще немало необычных и интересных работ. В целом фестиваль станет настоящим праздником для тех, кто любит искусство как современное, так и классическое. Его программа размещена на сайте territoryfest.com.