Год без странствий
В Иркутске завершился фестиваль современного искусства
Фестиваль «Территория. Иркутск» завершился на яркой ноте. Особенно насыщенной была программа заключительного дня: театральные мастер-классы, концерт «Год без странствий» с двумя выдающимися мастерами звука и слова – пианистом Юрием Фавориным и актером Сергеем Чонишвили.
Театр – это обмен энергетикой
23 мая жители Приангарья смогли посетить мастер-класс заслуженного артиста России Сергея Чонишвили «Ничего нового». Именного его голосом говорят Дэнни Трехо, Адриан Маклафлин, Бенджамин Брэтт, Вин Дизель… Фильмов, аудиокниг, рекламных роликов, которые озвучил актер, великое множество. Внешность его узнаваема не меньше, чем голос: постоянно снимается в кино и сериалах, играет в театре…
На встречу с Чонишвили пришло много актеров, студентов-театралов, были поклонники его творчества и просто любители театра. Артист открыто отвечал на любые вопросы. Рассказал, что самый сложный период в его карьере был ближе к 30-ти годам. Жил тогда он в крошечной комнате общежития, играл по 26 спектаклей в месяц, а зарплаты при жесткой экономии едва ли хватало на две недели. Были мысли даже уйти из театральной сферы. Но подвернулся спектакль «Игры в жмурики», где режиссер Андрей Житинкин доверил ему главную роль. Для актера она стала путевкой в большую театральную жизнь после массовок и эпизодических ролей.
Говоря о современном театре и кинематографе, Сергей Чонишвили назвал проблемой нежелание многих актеров вкладывать энергетику в сказанное. Их фразы, по его мнению, превратились в пустой звук, который не способен достучаться до зрителя.
– В театр приходит много молодых актеров, которые не умеют говорить. Нет, они, конечно, говорят, но их речи не вызывают эмоций и не рождают образов у зрителей. Причина – пропала энергетика речи, – размышляет Сергей Чонишвили. – Мало просто что-то сказать, нужно наполнить фразу эмоциями. Каждое слово несет определенную энергетическую задачу. Актеры стали забывать про это.
Он также считает, что театр никогда не сможет полноценно работать в дистанционном формате. Такая форма, на его взгляд, опять же не способна в полной мере донести энергетику слова до зрителя.
– Театр – это обмен энергетикой людей, сидящих в зале, и людей, находящихся на сцене. Почему театр пережил внедрение синематографа, телевидения, интернета? Невозможен полноценный спектакль в онлайн. Нельзя онлайн научить быть артистом, невозможно онлайн научить каким-то еще прикладным вещам. Это возможно только при непосредственном общении, – убежден артист.
Еще одна проблема современного искусства, на которую он обратил внимание, – коммерциализация. Обычное явление: сегодня человек работает помощником оператора, а через два месяца снимает собственное кино как режиссер.
– Сегодня мы находимся в ситуации так называемого шоу-бизнеса, когда на площадку выходят люди непрофессиональные, когда кино снимают только потому, что на этом можно заработать, – говорит Сергей Чонишвили. – Изменился и зритель. Он не должен приходить на спектакль, чтобы расслабиться, отдохнуть… У театра более высокие задачи – фундаментальные, просветительские.
До 18 июля будет работать выставка «Личная история» Московского музея современного искусства (MMOMA). С ней можно познакомиться в Иркутском областном художественном музее, где представлено более 80 произведений. Авторы – Казимир Малевич, Александра Экстер, Зураб Церетели, Гриша Брускин, Андрей Бильжо, Леонид Пурыгин, Юрий Альберт, Владислав Мамышев-Монро, Наталия Турнова, Татьяна Ахметгалиева, Давид Бурлюк и другие.
Душевный и масштабный
В заключение мастер-класса актер пригласил жителей области на музыкально-поэтический вечер «Год без странствий», который состоялся в Иркутском областном драматическом театре им. Н.П. Охлопкова. Концерт был посвящен Италии – стране, о которой грезили и писали поэты, художники и музыканты. Чонишвили читал произведения Франческо Петрарки, Данте Алигьери, стихи и прозу русских поэтов, восхищавшихся Италией. Все – под живую музыку – на фортепиано играл цикл Ференца Листа лауреат международных конкурсов Юрий Фаворин.
Напомним, фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск» – четвертый совместный проект международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства и золотодобывающей компании «Полюс». До этого фестиваль дважды привозили в Магадан, один раз – в Красноярск. В Иркутске за неделю мероприятие собрало более 300 театральных деятелей и 3500 тысяч зрителей. В первые три дня свои работы на суд зрителям представили победители конкурса «Полюс. Золотой сезон», а в оставшиеся дни – московские театры, спектакли которых ни разу не видела культурная столица Восточной Сибири.
– Мы рады, что наш фестиваль – первое крупное мероприятие, на которое все собрались после пандемии. Мы должны были приехать еще осенью прошлого года. Программа менялась четыре раза. Благодаря крепкой команде, партнерству все удалось провести на высшем уровне, – подчеркнула директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева.
– Порадовало то, как иркутская публика принимала спектакли и мастер-классы ведущих театров страны. Фестиваль получился теплым, душевным и в то же время масштабным. И мы надеемся, что все почувствовали это, – добавил Игорь Цукуров, управляющий директор компании «Полюс Вернинское».