Полвека на службе метрологии
Инженер-метролог Геннадий Георгиевич Карыпкин более 50 лет прослужил в региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний. Вся его жизнь – образец верности выбранному делу, единственной женщине, долгу.
Любые измерения – это наука
50 лет – целая жизнь. Дата, достойная уважения, подражания, восхищения. Такие люди, как Геннадий Карыпкин, создавали, строили и укрепляли своими трудом отечественную метрологическую службу, область и страну в целом.
Геннадий Георгиевич – человек редкого обаяния, скромный, трудолюбивый. Ответственный и высококвалифицированный специалист, он 28 лет возглавлял отдел поверки механических средств измерений.
Метролог – это специалист, ответственный за поверку контрольно-измерительной техники. Его основная задача – определение метрологических характеристик средства измерения. Мы сталкиваемся с результатами работы метрологов в повседневной жизни, хотя и не всегда догадываемся об этом. Речь идет о таких обыденных предметах, как простая рулетка или весы в магазине, квартирные счетчики для воды или электричества, радары для замера скорости и т.д.
От работы метролога, поверяющего, например, точность показаний медицинского оборудования, зависит не только верный диагноз, но и жизнь пациента. А точность инструментов и приборов, используемых в строительстве, прямо влияет на безопасность и надежность жилых и промышленных конструкций.
– Показания приборов должны соответствовать определенным стандартам, как российским, так и международным. Основная работа метрологов заключается в сверке фактических данных с эталонными. Стандарт можно смело назвать одним из основных условий, необходимых для развития общества, движения вперед. Наиболее важны стандарты для науки, медицины, экономики, строительства и промышленности, – говорит Геннадий Георгиевич. – Любые измерения – это сама наука, которая должна быть точной и соотноситься с эталоном.
Центр метрологии и стандартизации
Людей, подобных Геннадию Карыпкину, называют реликтовой породой. Почти всю свою жизнь он отдал Государственному региональному центру стандартизации, метрологии и испытаний, куда впервые пришел в 1967 году. Менялись названия службы, но суть ее всегда оставалась неизменной.
Почти вековая история Иркутского центра – неотъемлемая часть богатейшей российской метрологической традиции, которая неразрывно связана с промышленным освоением и развитием Восточной Сибири. А еще это люди, в разное время работавшие в центре, начиная с Иркутской районной поверочной палаты, и до настоящего времени.
Снятся Алешинские казармы
– В 1959 году после семилетки я приехал из Киренска, – рассказывает ветеран. – Семья у нас была большая, мама семерых нас подняла. Я был последним, в 14 лет поступил в техникум машиностроения. Предстояло самостоятельно становиться на ноги…
В 1963 году Геннадий приобрел производственный опыт и должность мастера на заводе в городе Белово. А потом были годы службы в армии. И не где-нибудь, а в элите элит – роте почетного караула комендатуры города Москвы.
Служба запомнилась ежедневными пяти–шестичасовыми строевыми подготовками. Бравые парни из роты почетного караула были первыми, кто встречал иностранные правительственные делегации на советской земле. За три года было 45 проводов и встреч зарубежных лидеров. Среди тех, кого Геннадий видел лично, – премьер-министр Индии Индира Ганди, французский генерал Шарль де Голль и другие легенды мировой политики ХХ века.
В 1965 году солдат Карыпкин участвовал в юбилейном параде Победы на Красной площади. Он с товарищами сопровождал Знамя Победы, побывавшее на рейхстаге. На параде в качестве знаменосцев были и легендарные разведчики Егоров и Кантария, установившие Знамя Победы над поверженным фашистским парламентом.
Алешинские казармы, расквартированные по соседству с Таганской площадью и позже снесенные за ненадобностью, снятся ему до сих пор…
Дмитрий СОЛДАТОВ, руководитель ФБУ «Иркутский ЦСМ»:
– Я называю Геннадия Георгиевича своим учителем. Он не просто сам хорошо работал, но и вырастил достойные кадры. Это незаурядный ум, профессионал высокого уровня, мнение которого всегда было и остается определяющим при решении производственных задач. Он досконально разбирается во всех вопросах, богатым опытом и глубокими знаниями делится с коллегами, начинающими трудовой путь, консультируя их по любому техническому вопросу. Есть такие люди, которые служат примером своего отношения к делу, верные, порядочные, умеющие держать слово. Где бы ни работал Геннадий Георгиевич, с ним всегда было стабильно и надежно. Такие люди, как он, – золотой резерв кадров, основание, фундамент, на котором держится наша страна.
Трудовой путь
– В профессию пришел абсолютно случайно, – вспоминает Геннадий Георгиевич. – В ноябре 1967 года после армии шел как-то по улице Чехова, случайно встретил знакомых ребят, которые работали в Госстандарте. И с тех пор задержался здесь на 53 года. С институтом у меня не получилось, но настоящее высшее образование я получил благодаря моим наставникам Давиду Иосифовичу Могилевскому, Александру Ивановичу Кутузову, Владимиру Дмитриевичу Никифорову.
Такие титаны работали в иркутской метрологии, и он их застал. Геннадий Георгиевич помнит не только своих учителей, но и свое самое первое задание в лаборатории силы. Помнит свою первую командировку в Слюдянку, куда ездил для поверки железнодорожных весов. Память хранит и северную командировку в декабре 1968 года в далекий Ербогачен, откуда вернулся 31 декабря, едва успев к новогоднему столу.
Это сегодня в крупных городах региона есть подразделения центра. А тогда в каждый район поверители ездили из Иркутска – создать метрологические подразделения в области еще только предстояло.
Трудовой путь Геннадия Георгиевича неоднократно отмечался почетными грамотами и благодарностями. В 1990 году ему было присвоено звание «Ветеран труда», а в октябре 1997 года указом президента России – звание «Заслуженный метролог Российской Федерации».
Работу свою Геннадий Карыпкин любит, хоть и была она не особо денежной. Два раза уходил и два раза возвращался с порога. Прошел путь от техника до начальника отдела. 50 с лишним лет пролетели, как один день…
– Иркутский ЦСМ для меня – вторая семья. И первая родилась здесь же. Накануне нового 1968 года я встретил свою жену Наталью Андреевну. Более полувека мы вместе. У нас двое сыновей, шесть внуков, есть правнук, – рассказывает он.
Любимая жена долгое время пела в церковном хоре. И привела в храм супруга.
– Люблю музыку и людей, – признается Геннадий Георгиевич.
Как только начался карантин, он окончательно собрался уходить на пенсию, несмотря на уговоры начальства. Поясняет: «Не люблю ни у кого сидеть на шее…» И сейчас планирует больше времени посвящать семье.
– Я много работал, много ездил, и мои близкие были обделены вниманием. Настало время платить долги…