Красота по Элояну
Произведения иркутского художника Сергея Элояна легко можно узнать из сотен работ других авторов. И дело даже не в особой манере (его картины словно сотканы из частиц цвета и света), и не в своеобразной пластике образов. А, наверное, в неком созерцательном покое, который в наш стремительный век наполняет сердце умиротворением.
Недавно Сергей Элоян получил звание народного художника РФ с формулировкой «За большие заслуги в области изобразительного искусства». Но на самом деле это высокое звание живописцу, книжному графику, художнику-проектировщику, профессору ИРНИТУ уже давно присвоили его поклонники. На творческом счету автора сотни живописных полотен, десятки оформленных книг и экспозиций музеев, росписи в Князе-Владимирской церкви в Иркутске и совместная со скульптором Даши Намдаковым работа над оформлением третьего по величине в стране храма – Вооруженных сил России в Москве. О творческих планах и новых проектах Сергей Элоян рассказал в интервью газете «Областная».
– Сергей Норикович, какие эмоции вы испытываете после присуждения высокого звания?
– Каждому художнику приятно, когда его работу оценивают так высоко. Особенно если действительно стараешься сделать что-то полезное для людей. Мне, например, важно нести в мир красоту, как я ее понимаю. Для меня эта категория имеет более глубокий смысл, чем просто эстетическая характеристика. Может быть, это та самая красота по Достоевскому, которая спасет мир. Именно ее увеличение – цель моего творчества.
– Не так давно вы завершили работу над оформлением храма Вооруженных сил России. Вас пригласил в этот проект известный скульптор Даши Намдаков, который был назначен главным художником собора Воскресения Христова. Мы знаем его как гениального скульптора, но ведь он буддист.
– Ему действительно вначале не хватало теологических знаний, но я, будучи православным человеком, еще и консультировал его в этом вопросе. Даши быстро вошел в изобразительную систему православного искусства. Изначально мы вместе разработали основную концепцию художественного оформления храма, объединяющую внутреннее пространство храма в единое целое. Потом вместе с нами над воплощением проекта работали лучшие художники и скульпторы со всей страны. В итоге все получилось, как было задумано, и министр обороны РФ Сергей Шойгу не пожалел, что выбирал главным художником Даши. Остался доволен и патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он так проникся красотой и величием сооружения, что стал настоятелем собора. Это была большая работа, которая длилась более двух лет.
– Над чем вы сейчас работаете?
– Пока работали над храмом, совсем не было времени писать, поэтому сейчас я с жадностью набросился на живопись. Уже закончил одну работу и дописываю другую. В основе сюжет из Евангелия, известный, как чудо со статиром – античной монетой, которая оказалась в пасти рыбы, выловленной учениками Иисуса Христа.
– А над чем вы трудитесь как дизайнер?
– Работаю над художественным решением музея-квартиры Ф.М. Достоевского в Москве. Экспозиция в мемориальной части максимально воссоздается обстановку, в которой жил писатель. Однако в распоряжении музея сейчас весь особняк, поэтому в нем появится зона, посвященная романам Федора Михайловича, и музей получит название Московский дом Достоевского. Есть идея сделать некое постраничное прочтение «Преступления и наказания», разместив цитаты на стенах одной из комнат и проиллюстрировав их реальными предметами из романа. Экспозиция продолжится на лестнице, где будет интерактивный пол с возникающим на нем пятном крови.
– Ваше сотрудничество с Иркутским краеведческим музеем продолжается?
– Да, я готовлю к юбилею Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества проект обновления внутреннего убранства залов отдела истории. Идея в том, что витрины в нем будут вещественными проявлениями карты – символа экспедиций и географических открытий. В экспозиции появятся цитаты из трудов известных путешественников. Будет воссоздан фрагмент торговой площади, в частности, купеческой лавки, где проходила закупка снаряжения для экспедиции. Раздел, посвященный власти, будет символизировать личности Сперанского и Муравьева-Амурского. Там же появятся условные Московские и Амурские ворота.
Кроме того, в культурно-просветительском центре имени святителя Иннокентия Вениаминова в селе Анга по просьбе наших американских коллег будет создан раздел, посвященный Русской Америке. Они приедут к нам с макетом православного храма. А я предложил им также привезти с собой немного американской земли и какие-то характерные для этой местности камешки, веточки и так далее, чтобы имитировать грунт. На стене также возникнет пейзаж Русской Америки. В итоге мы сможем показать место, где святитель вел миссионерскую деятельность.
– У вас очень интересная фамилия, что она значит?
– Это армянская фамилия. Я пытался узнать ее значение, но перевода как такового не нашел, знаю только, что это имя одного из наших предков, которого звали Эло. Он жил на территории современной Турции, где раньше была Армения. То есть Элоян – это сын Эло. Еще есть версия, что фамилия происходит от ветхозаветного имени бога – Элохим.
– Как вы решили стать художником?
– Практически случайно. В школе я одинаково успевал по всем предметам и при этом все время рисовал. И после восьмого класса мой товарищ Саша Шандро поехал поступать в Иркутское художественное училище, и я увязался с ним за компанию. Как ни странно, почти не готовясь, поступил. А после училища это уже стало профессией. Правда, сначала была служба в армии, потом я работал художником-оформителем на производстве в Братске. Даже сдавал экзамены в Академию художеств – не поступил, ну и заодно расхотел там учиться – не понравилась сухая академическая школа. Потом в Иркутске работал в Художественном фонде. Затем была учеба в Красноярске
– Как сложился ваш творческий почерк?
– Я окончил институт в 1988-м – в год культурной перестройки. Тогда отменили все запреты на западное искусство. В Москву стали возить интересные выставки, и волна этой информации накрыла меня с головой. В течение двух лет я пробовал самые разные стили, пытаясь найти то, что соответствует моему внутреннему строю. И этот стиль неожиданно выплеснулся на международном пленэре в Болгарии в 1990 году, именно тогда я начал работать в этой манере.
– Не жалеет о выборе профессии?
– Конечно нет, ведь я испытываю радость как от творческого процесса, так и от результата, утверждая свою эстетическую концепцию в мире.
Фото: архив Сергея Элояна