Приравнять труд учителя к госслужбе
Доступное, качественное и разностороннее образование – шанс для каждого ребенка развить свой потенциал. Но если оно становится элитарным, это приведет к тому, что скоро страна может лишиться талантливых ученых, врачей, педагогов. Об этом заявила вице-спикер Заксобрания Ольга Носенко на круглом столе, посвященном проблемам начального и среднего образования в регионе.
В последнее время в систему образования пришло много нововведений, в числе которых дистанционное обучение. Это вынужденное обстоятельство стало испытанием для всей отрасли. Учителя перестраивали свои программы, внедряли цифровые технологии, искали новые формы подачи материала. Потребовалось техническое обновление в ряде школ. Но в целом система образования справилась с задачей: результаты выпускных экзаменов 2020 года превзошли итоги 2019 года.
При этом в Приангарье ощущается острая нехватка школ. По данным министерства образования, 885 образовательных учреждений осуществляют обучение по основным программам, 14 из них частные. 262 школы продолжают работать в режиме двух смен, от третьей смены Иркутская область ушла три года назад, но пока не отказалась от пересменок. Еще нам остро не хватает педагогов. И этот дефицит будет расти, поскольку до 2024 года в регионе появится до 30 новых школ.
По словам Ольги Носенко, кадровый кризис ощутим в отрасли практически во всех регионах. По данным опроса Общероссийского народного фронта, в 75 регионах указ президента относительно достижения уровня заработной платы учителя до среднего по экономике до сих пор не выполнен.
Стремясь заработать больше, учитель берет дополнительные часы и в итоге оказывается сильно перегружен. Педагогов, работающих на две ставки, в Приангарье стало больше (14%). При ставке 18 часов в неделю иркутский педагог в среднем проводит за это время 34 урока без учета классного руководства и прочих обязанностей.
– Мы считаем, что на педагогических работников должны распространяться социальные гарантии, которые установлены для государственных чиновников. Работа педагога не менее важна, чем работа госслужащего, – подчеркнула Ольга Носенко.
Вице-спикер ЗС Лариса Егорова добавила, что есть инициатива приравнять труд учителя и врача к труду госслужащего, и ее необходимо поддержать.
Депутаты говорили на круглом столе и о возросшей потребности в капремонте школ, модернизации школьных столовых, поддержке молодых специалистов. Отдельный вопрос – совершенствование системы оплаты труда, повышение мотивации педагогов.