Живи, сибирское село
Частушки под гармошку, задорные плясовые, ажурные блины, цветастые сарафаны и необыкновенные поделки ручной работы. В селе Тальяны прошла первая ярмарка ремесла и мастерства. В гостях у Данилы-мастера и Марьи-искусницы побывали талантливые умельцы не только земли Усольской, но и из Ангарска, Иркутска, Тулуна, Заларинского и Черемховского районов.
На других поглядеть и себя показать
До открытия ярмарки еще пара часов, а на площади возле Дома культуры села Тальяны уже яблоку негде упасть. Народ спешит посмотреть работы умельцев – участников выставки «Ремесленное подворье». На столах, расставленных вдоль дорожек, полянках и лужайках теснятся яркие ковры и лоскутные одеяла, берестяные туеса, картины, глиняные скульптуры, всевозможные украшения и игрушки.
Вот, например, цветочные кашпо, сделанные из опилок, крахмала и уксуса.
– Я переехала в Тальяны из Улан-Удэ всего неделю назад и сразу решила принять участие в выставке, – рассказывает Лидия Юнкер. – Вышла на пенсию и захотела начать новую жизнь. Тальяны – деревня замечательная: прекрасная природа, чистый воздух, отличные люди. Этим творчеством я увлекаюсь уже года полтора. Работала инженером-строителем, а теперь хотела бы дома открыть мастерскую, чтобы заниматься с детьми и подростками.
Надежда Шарапова из Ангарска привезла на ярмарку декоративных кукол из ткани, а Нина Кравцова из села Белореченское – коврики, одеяла и пледы, выполненные в стиле пэчворк.
– Я 10 лет отработала флористом, а потом началась пандемия, и мой цветочный киоск закрылся, – делится женщина. – Вспомнила, что когда-то училась на швею в Усольском техникуме, вот и пригодилась профессия. На ярмарку решила приехать в первый раз, это мой дебют.
Участница выставки из села Бельск Черемховского района Татьяна Андреева увлекается изготовлением цветов из фоамирана – прорезиненной ткани и вышивкой. Ольга Матвеева, ученица 10 класса Тальяновской школы, освоила изготовление индейских талисманов «Ловец снов», которых использовали в качестве хранителя домашнего очага. Рассказывает, что увидела такие обереги в своем любимом фильме «Сумерки», решила попробовать, и все получилось.
Картинами, панно и подставками из срезов можжевельника удивляет мастер из села Сосновка Вячеслав Сафонов. Его изделия не только оригинальны, еще и необычайно ароматны. Повесишь такие на стену – запах на весь дом, как в весеннем лесу! А игрушки, сделанные из кедра жителем поселка Белореченское Алексеем Мурашовым, помогают малышам развивать мелкую моторику, сообразительность и логическое мышление. Вот, например, геоборд – геометрическая доска для конструирования плоских изображений. С помощью натянутых резинок можно создавать буквы, различные рисунки и узоры. Рядом знаменитый пифагорейский пентакл – игрушка на логику и балансиры – детали на устойчивость. А еще Алексей привез на ярмарку обереги из крапивы.
– Это растение всегда считали очень сильным оберегом, – уверяет он. – Крапива растет рядом с человеком. На Руси считали, что она соединяет прошлое, настоящее и будущее, и если человек носит крапивную нить, его предки оберегают от несчастий.
Тулунчанка, народный мастер Иркутской области Татьяна Долганина привезла на ярмарку кукол, выполненных в технике сухого валяния. Баба Яга, Шаманка, Байкал со своей дочерью Ангарой, Ангел Байкала – у всех рукотворных шедевров удивительно реалистичные лица, передающие не только характер персонажа, но даже мимику. Ее «коллеги», рукодельницы из села Тельма – Светлана Захарова и Наталья Рябцева – приготовили для выставки целую коллекцию шляпок, шапок, варежек и перчаток, выполненных в технике мокрого валяния.
– Обе работали на железной дороге, а перед пенсией попали на мастер-класс по валянию. Так понравилось, что теперь никак не можем остановиться, все валяем, – смеются подруги.
Женщины рассказали, что в их поселке скоро откроется индустриальный парк «Тельминская фабрика», который объединит различные мастерские: будут работать кузнецы, столяры, резчики по дереву, вышивальщицы.
А вот в поселке Мишелевка Усольского района уже вовсю возрождается производство легендарного хайтинского фарфора. Здесь на протяжении нескольких лет открыта мастерская керамики «Хайтинка».
– Все эти фарфоровые и фаянсовые миниатюры делаются методом отливки из гипсовой формы, – объясняет Оксана Егорова. – Сейчас мы уже начинаем выпускать столовые и чайные сервизы, шкатулки. Кроме того, делаем ликерницы «Горностай» и «Медведь в малине» на основе сохранившихся старинных заготовок. Также восстановили нашу знаменитую Снегурочку «Снежка», которая служила лучшим новогодним украшением в любой советской семье.
Пока одни мастера рассказывают, как и из чего они сделали свои поделки, другие проводят мастер-классы, чтобы показать весь процесс наглядно. Мишелевский дом ремесел представляет гончарное ремесло. За кругом Диана Мирошниченко. Миг – и горшочек готов. Небольшой, пузатенький, совсем как в сказке про волшебную кашу!
Неподалеку мастер-класс по ткачеству начинает Елена Ефимова из поселка Тайтурка.
– Я покажу, как ткать в технике «пряник», – поясняет рукодельница. – Есть браное ткачество, гобелен, двухуточное, закладное, а это одно из самых простых. «Пряник» – чередование квадратиков разного цвета. Ткется двумя челноками из толстой и тонкой дранки. Посмотрите, какой чудесный коврик можно получить в итоге!
Бабушки поселка Тальяны тоже не сидят без дела – они учат молодежь, как прясть настоящую деревенскую пряжу:
– Вот так мы ее куделим, потом сюда закрепляем и начинаем крутить веретешечко, – наставляет Светлана Проскурнева. – Тянуть шерсть нужно осторожненько, без рывков, чтобы ниточка выходила тоненькой. Коли толста и неровна – плохая мастерица – так в старину говаривали!
Ай да блин!
Между тем на центральной сцене начинается гала-концерт. Ансамбль ложкарей, не жалея колен и ладоней, выбивает звонкую дробь на расписных ложках. Вскоре их сменяет зажигательная плясовая и выступления хора «Култучаночка». Потом веселые «страдания» исполняют певуньи из поселка Залари. Не успевают гости ярмарки насладиться выступлением народных коллективов, как с соседней лужайки доносится задорный напев под аккомпанемент гармони: «Ехали на ярмарку мы чащами-опушками, а деревня наша славится частушками!» Это начинается конкурс «Ай да блин!»
Село Раздолье приглашает отведать блины с начинками из папоротника, грибов, черемши. Рецепт приготовления, рассказывает Татьяна Пономарева, простой, называется «три стакана». По стакану молока, воды и муки, плюс два яйца. Соль, сахар по вкусу – вот и вся премудрость.
У делегации поселка Средний блины ажурные.
– Это особая технология, – говорит Ирина Хлыстова. – На горячую сковороду с помощью кондитерского пакета выдавливаются полоски теста в виде различных рисунков, а начинка из творога с сибирскими ягодами: черника, брусника, голубица, жимолость…
– Мы привезли блинный торт с начинкой из черемухи, – хвалится директор клуба села Сосновка Екатерина Яхно. – Еще у нас есть «шеф-блин» и «во-блин» – пожалуй, самый большой на сегодняшнем конкурсе!
– А у меня блины с припеком, – вторит Галина Грузинская из села Холмушино. – Сначала блин поджариваешь с одной стороны, но совсем немножко, и тут же кладешь на него начинку. Потом переворачиваешь, начинка сразу припекается к тесту.
«Матрешкиными блинами» угощают участницы конкурса из села Новомальтинск. Изюминка их в том, что пекутся они из кукурузной муки, а после обмакиваются в варенье из одуванчиков. «Тальянскими» блинами из черемуховой муки удивляют хозяева праздника, а «блины с предсказаниями» – ноу-хау стряпух села Большежилкино.
– Если желтый цвет попался – будет радость круглый год, если красный цвет – богатство, и не будет вам забот. А зеленый – жди удачи и везения в делах. Цвет бордовый – будет счастье и уют в ваших домах!
Чудо-сарафаны
Не успевают гости насладиться кулинарными изысками, а жюри выбрать победителей в номинации «самый большой блин», «самый ажурный» и «самую необычную начинку», как ведущие – Данила-мастер и Марья-искусница приглашают посмотреть на конкурс народного костюма «Красный сарафан». Участниц десять, и каждая может по праву гордиться своим русским нарядом.
– Ближе, ближе подходите, сарафан мой рассмотрите. Красовался сарафан, обнимая женский стан. Косоклинный был, хорош, в нем подол не соберешь, – зазывает гостей участница из села Большежилкино Анастасия Моисеева.
Ее ярко-алый наряд украшен речным жемчугом. На рубахе – вышивка гладью и ажурная мережка, а на голове – открытый расписной кокошник. Это праздничный наряд, который носили в Сибири в начале XIX века.
Хормейстер Дома культуры поселка Белореченский Людмила Рябцева представляет женскую одежду конца XVI – начала XVII века:
– Мой наряд – двойная штофа. Это северорусский сарафан. Он не цельный, состоит из двух частей, не считая рубахи. При шитье использовали китайский шелк и золотую парчу, поэтому носили его богатые купеческие дочери.
Сарафан Светланы Колдуновой из поселка Тайтурка – повседневный, для работы в поле. В такой одевались крестьянки. Шился из легких тканей, чтобы в нем было удобно трудиться. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, в этом сарафане тоже есть свои изюминки. Он украшен плетеным поясом, а по подолу нашита тесьма. Оказывается, по количеству полос можно было определять статус – замужняя женщина перед тобой или девушка.
Мария Косякова из деревни Кочерикова рассказала, что сшила свой сарафан по сохранившейся семейной фотографии. В таком же ходила ее прабабушка, которая приехала в Сибирь из Саратовской губернии. Изготавливался наряд из домотканых льняных или шерстяных нитей и украшался нашивками из лент, позументами и шнурами. А Юлия Степанова, участница из поселка Средний, представила на конкурс одежду допетровского периода, в которую наряжались боярыни.
– По специальности я медсестра, но очень люблю шить. Сама придумываю разные модели. Узнав, что будет такой конкурс, купила ткань, фурнитуру и принялась за дело, – поделилась она.
Работа заняла полтора месяца, ведь кроме самого шитья, Юлия расшила свое изделие из атласа камнями, паетками, блестящими пуговицами, бусинами и кружевом. Для завершения образа также смастерила крытый кокошник в виде короны.
Победу в номинации «повседневный сарафан» жюри единогласно присудило центру традиционной славянской культуры «Родник» из Тайтурки. Лучшим «нарядным сарафаном» стало изделие, выполненное мастерами поселка Мишелевка, ведь решающую роль в конкурсе, как оказалось, играло соблюдение исторической достоверности.
Гости расходились с ярмарки неохотно, уж очень она получилась веселой, яркой и зрелищной. Но хозяева заверили, что теперь подобный праздник будет проводиться в Тальянах регулярно, как стали традиционными фестиваль «Дары тайги» в поселке Раздолье или День мамонта – в Мальте.
– В Тальянах очень много талантливых людей, но все они сидят по домам. Организуя ярмарку ремесла и мастерства, мы хотели показать их творчество, а еще рассказать о поселке, – пояснил мэр Усольского района Виталий Матюха. – Тальяны называют Аршанским зазеркальем и Сибирской Венецией. Здесь прекрасная природа, вокруг множество озер, рек, красивых гор.
А для привлечения гостей местные активисты – ТОС «Саяны» уже разработали несколько туристических маршрутов: «Бабья печаль» – так называется гора, на которую забирались женщины, провожая своих мужей и сыновей на фронт, «Озера», «Острая гора», «Прижим», оборудованные местами для отдыха.
– Создавая несколько лет назад проект «Живи, сибирское село», мы задались целью возродить жизнь в небольших деревнях, которые числились неперспективными, – заключил Виталий Матюха. – Подобные фестивали смогут спасти село. Здесь вряд ли появится большое производство, но если в каждом дворе будет или кузнец или гончар, мастер по бересте или лозоплетению, люди смогут не только продавать свои изделия, но и учить ремеслу молодежь.