Фестиваль эхиритских родов
Третий по счету, но первый в Иркутской области. В Баяндаевском районе состоялся межрегиональный фестиваль эхиритских родов «Баяндай-баян-дайда». Участники демонстрировали старинные бурятские обычаи, рассказывали семейные легенды, предания и родословные. А чтобы фестиваль прошел успешно, заранее провели шаманский обряд поклонения духам.
Вмешательство шаманов
Накануне весь день шел дождь. Тяжелые тучи плотными слоями обложили небо и на следующий день. Но к полудню неожиданно выглянуло солнце.
– Шаманы постарались, – хитро прищурившись, сказал мэр Баяндаевского района Анатолий Табинаев. – Сегодня будет ясно до самого вечера!
За день до фестиваля на берегу реки Лена возле памятника «Шишкинские писаницы» в Качугском районе прошел шаманский обряд эхиритов. Место выбрали неслучайно. По преданиям род эхиритов начался с Лены. Первоначально они селились в ее верховьях. А во времена курыкан перешли Байкал. Сегодня эхириты разбросаны на обширном пространстве от Монголии до Алтая. Чтобы объединить род, дать возможность встретиться и пообщаться дальним родственникам, решили проводить этнокультурные фестивали. Идея принадлежит Жоржу Абзаеву, члену общественного движения «Эхиридүүдэй нэгэдэл».
– Более века эхириты не собирались вместе, утраченными оказались многие родовые связи, – говорит он. – Старожилов, знающих о племенных обычаях, становится все меньше. Сохранить уникальную культуру, освежить в памяти полузабытые ритуалы помогают такие фестивали.
Первый фестиваль эхиритов прошел в 2017 году в Кабанском районе Республики Бурятия и объединил более 3 тыс. участников. Второй провели через год в Баргузинском районе, а третий решили организовать в Баяндае. «Богатую землю», как переводится это слово с бурятского языка, выбрали неспроста. Именно в Баяндаевском районе проживает наибольшее число представителей старинного рода.
На празднике ожидалось много гостей из Бурятии и Усть-Ордынского Бурятского округа, но вмешалась пандемия. Поэтому участниками конкурса стали местные фольклорные коллективы и гости из соседнего Эхирит-Булагатского района.
Перекладывание ребенка в люльку
В программу фестиваля вошли два конкурса – театрализованное представление старинного бурятского обряда и презентация родословной.
Народный фольклорный коллектив «Баян Дайда», выступающий первым, решил показать обряд «тоонтолхо» – закапывания последа. Как пояснила руководитель межпоселенческого культурно-спортивного комплекса Виктория Хунхинова, по верованиям бурят послед матери следовало уберечь от злых духов, поэтому его закапывали у порога юрты. Также этот ритуал проводился для того, чтобы ребенок не забывал свою родину – тонту, и всегда возвращался домой, куда бы его ни занесла жизнь.
На выбранном месте за очагом поднимали половицу, и роженица клала в землю серебряную монету. Старейшины рода копали небольшую ямку. На ее дно стлали войлок, на который клали шерсть, затем зерна, на них – кость овцы. Сверху помещали послед, затем ямку засыпали. После этого варили саламат, а над ямкой разжигали огонь, вокруг которого усаживались женщины и сама роженица. Присутствие мужчины на обряде не допускалось. Исключение делалось только для бездетных пар, которые приходили на таинство, потому что оно сулило «исцеление» и скорое рождение первенца.
Бурятский фольклорный коллектив «Талын-дуун» из села Люры приготовил обряд «бэйдэ оруулха» – перекладывание ребенка в люльку. Это событие в жизни малыша у бурят отмечалось отдельным праздником. Колыбель подвешивали только в определенном месте юрты, рядом втыкали стрелу, чтобы она отгоняла злых духов. Передавалась люлька только от родителей мужа. Ее увешивали оберегами – защитными ритуальными предметами, а вокруг клали камни, которые брали возле чистых ключей. После молебна начиналось гуляние и вручение подарков. Один дарил новорожденному коня, второй – корову, кто-то – нож, седло или домашнюю утварь. Завершалось празднование веселым ёхором.
А участники ансамбля «Хурумша» Загатуйского дома досуга решили провести обряд «хурилгэ» – возвращение духа в тело ребенка.
– Обычно на фольклорных фестивалях показывают одни и те же обряды, мы же решили выбрать редкий, – поясняет руководитель коллектива Надежда Винокурова. – О нем я знаю от своей мамы, которая занималась врачеванием.
По бурятским обычаям, считается, если ребенок сильно испугался, то у него улетела душа. Возвращать душу может только бабушка – старейшина рода. Она варит саламат, готовит молочное блюдо тарак, пенки, а еще от дверей дома до ворот стелет траву ковыль и сверху посыпает ее пшеничной мукой. После этого идет по траве, ведя за руку заболевшего малыша и произносит заговор. Заговаривая, машет его шапкой, как бы ловя душу ребенка, приговаривая: садись на лоб и зайди в темечко!
Такой заговор нужно повторить три раза и трижды пройти в сторону солнца. Если ребенок чихнул – его дух вернулся на место!
У Виктории Винокуровой трое детей и семеро внуков. Такой обряд, говорит, она проводит не только для своих, но и для соседских ребятишек.
Помни имя свое
После обрядов настает черед презентации родословных.
– Я дочь Виктора Булгатова, – представляется учитель бурятского языка из села Гаханы Эхирит-Булагатского района Аграфена Шуханова. – Мой отец всю жизнь проработал в совхозе, его отец Бурхисан, по-русски Борис, был участником Великой Отечественной войны, дошел до самого Берлина! А его отец Бижине стал первым учителем в Шадое…
Она с гордостью рассказывает, что все ее предки принадлежат к древнему племени Эхирита, родившегося по легенде от пестрого налима и береговой щели Байкала. Когда Эхирит был еще маленьким, его воспитывала рыба – пестрый налим, поэтому он является его отцом. Щель берега служила ему колыбелью, потому считается матерью. О том, как появился Олзоновский род, сложена своя легенда. Она повествует, что среди удалых баторов племени Эхиритов был первый силач, замечательный певец и непобедимый борец Тогто-мэргэн. Возвращаясь как-то с очередных состязаний, он увидел юрту некоего Готола в долине реки Иды. Тогто-мэргэн подъехал к ней, но ни хозяина, ни его сыновей не было дома. Зато там находилась дочь главы семьи, красавица Голохон. Она приглянулась ему, и он увез ее с собой на реку Лену.
Директор культурно-информационного центра села Нагалык Маргарита Буинова поведала не только об истории своего рода, но и о происхождении соседних деревень. В Нагалыке до сих пор живут большими родовыми семьями – айлами, пояснила она. Все они являются потомками Эхирита, о чем свидетельствует герб села – налимы под ярким солнцем.
Следующий фестиваль решили провести Ольхонском районе, затем в Эхирит-Булагатском, Курумканском, Иволгинском, а завершится эстафета в Качуге – там, откуда давным-давно вышли предки старинного и великого рода Эхиритов.
Чистокровные эхириты
К эхиритскому племени принадлежит немало известных людей Иркутской области. Кроме Анатолия Табинаева, «чистокровным» эхиритом называют себя мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев, а также вице-спикер Законодательного Собрания Кузьма Алдаров.
– Я эхирит как по материнской, так и по отцовской линии, – пояснил Кузьма Романович. – Свою родословную мы знаем до девятого колена. Основателем семьи был человек по имени Алдар, от него и пошла фамилия. Наши корни идут в Качугский район. Там один из моих предков был тайшой деревни. Другой, по имени Епатха, входил в состав делегации, которая встречала цесаревича Николая II, когда тот возвращался в 1910 году через Иркутскую губернию после путешествия на Дальний Восток. В честь моего отца Романа Дмитриевича Алдарова назван в Баяндае ФОК. Он был председателем колхоза, затем председателем райисполкома, первым главой Баяндаевского района. Сегодня в его память проводятся турниры по волейболу, в которых участвуют мои дети и внуки.