Какие опасности таят скважины и колодцы
Вредная вода
Каждый третий анализ воды, проведенный в прошлом году в Иркутской межобластной ветеринарной лаборатории Россельхознадзора (ИМВЛ), не соответствовал нормативным требованиям. Это пробы, взятые из частных скважин или поверхностных источников.
Руководитель испытательного центра ИМВЛ Ирина Шуплецова рассказала, что все пробы, взятые из централизованного водоснабжения в прошлом году, соответствовали нормам. А вот качество воды в частных скважинах, колодцах и из других поверхностных источников вызывает беспокойство у специалистов. Из 1 тыс. 983 анализов почти треть проб (685) имели отклонения по ряду показателей.
– Все эти пробы были взяты либо из частных скважин, либо из открытых водоемов, – подчеркнула Ирина Шуплецова. – В поверхностных водах часто выявляются отклонения по микробиологическим и химико-токсикологическим показателям. Много таких проб поступает в нашу лабораторию из Иркутского и Усольского районов. Хотя, возможно, это связано с тем, что данные территории близко расположены к нам и успевают доставить воду. Ведь для исследования микробиологии нужны свежие пробы, взятые за несколько часов до анализа.
По химическим показателям в воде из частных скважин чаще всего встречается превышение по содержанию железа, марганца, солей кальция и магния. Заведующая отделом токсикологии и биохимии ИМВЛ Ольга Жилкина отметила, что высокая жесткость, когда много солей кальция и магния, ухудшает органолептические свойства воды, придавая ей горьковатый вкус.
– Соли магния и кальция при продолжительном употреблении просто отравляют организм человека, – продолжила Ольга Жилкина. – Жесткая вода приводит к накоплению солей, к нарушению моторики желудка, влияет на сердечно-сосудистую систему, чревато возникновением заболеваний суставов, образованием камней в почках и желчных путях. Кроме того, от такой воды много неприятных последствий в быту – выходят из строя нагревательные приборы, стиральные машины и другая техника.
В 2021 году специалисты ИМВЛ уже исследовали более 2 тыс. проб всех видов воды. В 56 случаях вода (опять же в основном из скважин и поверхностных источников) не соответствовала нормативам по содержанию химических элементов. В частности, по таким показателям, как мутность, окисляемость, запах, цветность, привкус и др.
– В обществе бытует мнение, что чем глубже скважина, тем чище вода из нее, – добавила Ирина Шуплецова. – Но это не так. С глубиной в воде напротив обнаруживается все больше нежелательных химических элементов.
Специалисты утверждают, что в глубокой скважине могут быть также опасные нитраты и нитриты, особенно если недалеко расположено аграрное предприятие, или же ранее эти земли были в категории сельскохозяйственных. Редко, но встречаются в подземных источниках аммиак и соли аммония, а также патогенные микроорганизмы.
По микробиологическим показателям в лаборатории Россельхознадзора с начала года исследовали 273 пробы воды. В 69 случаях был получен положительный результат. Заведующая отделом бактериальных и паразитарных болезней ИМВЛ Анна Плиска рассказала, что по СанПиНу вода исследуется по нескольким показателям – общее микробное число, общие колиформные бактерии (группы кишечной палочки), термотолерантные колиформные бактерии, колифаги и сальмонеллы. По словам Анны Плиски, человек, употребивший воду с наличием этих микроорганизмов, может серьезно заболеть.
– Ситуация с использованием воды из скважин, колодцев и других поверхностных источников в Иркутской области можно назвать критической, – считает Ирина Шуплецова. – Это касается как частного сектора, так и различных организаций. Как правило, после бурения и промывки скважины заказывается общехимический анализ воды. Но их владельцы пренебрегают этим либо обращаются к услугам фирм, которые предлагают экспресс-анализы. Такие исследования зачастую неточны. Качественный анализ могут выполнить только аккредитованные лаборатории.