Легенда с кровавым оттенком
Иногда в семье есть достаток, но нет доверия, а любовь превращается в ненависть – именно такие отношения у героев спектакля «Лев зимой» по пьесе американского драматурга Джеймса Голдмена. В постановке режиссера Геннадия Гущина «игра престолов» Высокого Средневековья на сцене Иркутского драмтеатра превратилась в психологическую драму наших дней.
Во все времена власть связана с борьбой, поэтому трон на сцене выглядит как железная окровавленная рука. Клетки – это и реальная, и личная тюрьма каждого. Герои стоят в них в начале истории, потому что у каждого своя судьба.
Герои постановки – настоящие легенды: Генрих II Плантагенет, Алиенора Аквитанская, Ричард Львиное Сердце. Каждый из них вершил судьбами целых народов. Но мы видим на сцене, прежде всего, людей со знакомыми нам проблемами: недолюбленностью в детстве, ревностью, попытками заслужить расположение близких и стать счастливыми.
– События пьесы разворачиваются в Англии XII века – королевская семья собирается в канун Рождества, чтобы объявить наследника престола, – рассказал Геннадий Гущин. – Элеонора хочет возвести на престол старшего Ричарда, а Генри, желающий сохранить власть, – младшего Джона – юного и ведомого. Казалось бы, где мы, а где проблемы царственных особ? Но тема борьбы за власть сегодня очень актуальна. В итоге раскрывается ужасающая ситуация взаимоотношений отцов и детей. Каждый здесь готов воткнуть другому нож в спину. В наши дни многие также борются за квартиру, дачу или гараж. И порой убивают за несколько квадратных метров.
Декорации спектакля Виктора Никоненко и костюмы Иларии Никоненко подчеркивают драматический конфликт пьесы. Основные цвета в постановке – все оттенки серого, от серебристого до графитового. На этом фоне особенно эффектно выглядят кроваво-красные элементы мебели и детали костюмов. Другим говорящим символом спектакля стали клетки на сцене – цилиндрические, немного похожие на птичьи, накрытые прозрачной тканью. Законченной визуальное полотно постановки делает красивая партитура света одного из лучших световиков в России – Сергея Скорнецкого. Все это удачно дополняет хлесткий и саркастичный текст пьесы Джеймса Голдмена.
– Хоть пьеса и называется «Лев зимой», мне в этой ситуации виделась волчья стая, когда молодые и сильные, почувствовав слабину вожака, готовы вцепиться ему в бок, поэтому мы строили мизансцены, что они стайкой стоят и готовы наброситься и перегрызть ему глотку, – пояснил Геннадий Гущин. – Кроме того, во все времена власть связана с борьбой, поэтому трон на сцене выглядит как железная окровавленная рука. Клетки – это и реальная, и личная тюрьма каждого. Герои стоят в них в начале истории, потому что у каждого своя судьба.
Заслуженный артист РФ Геннадий Гущин исполнил в постановке роль Генриха. Еще не старый, но уже не такой сильный король наслаждается своей зрелостью, используя изощренный ум для манипуляции близкими. Геннадий Гущин наполнил образ короля изрядной долей самоиронии. Кажется, его, такого умного и хитрого, ничего не может выбить из колеи. Он готов даже выдать за младшего сына Джона свою любовницу – французскую принцессу Элис. Ведь по условиям соглашения с Францией она должна стать женой будущего короля. Однако его до слез шокирует предательство сыновей. Узнав, что они его сначала предали, а потом даже хотели убить, он как будто сразу становится старше на добрый десяток лет.
Свою игру ведет его жена Элионор, которую Генри держит в тюрьме, в наказание за заговор против него. В исполнении артистки Марии Елиной своенравная королева оказывается не лишенной некоторой мягкости и даже материнской любви. Хотя вскользь она бросает принцам: «Мы вас любили, когда вы нам не мешали».
– Моя героиня – одиозная фигура Высокого Средневековья, и я, безусловно, ей восхищаюсь, – отметила Мария Елина. – Я вообще считаю, что артист должен быть адвокатом роли, поэтому мне важно было протянуть линию любви. Они с Генри не могут друг без друга, но и не могут вместе. Сложнее всего было сдерживать чувства к своим детям, ведь, скорее всего, любовь к мужчине у моей героини была сильнее материнской.
– У короля с королевой любовь-ненависть, – считает Геннадий Гущин. – Это страшная, но нередко встречающаяся разновидность отношений. Я не могу вместе с ней и готов заточить ее в тюрьму, но и без нее не мыслю своей жизни. Кстати, Генри умер первым, Элеонор пережила короля. Похоронила и Ричарда. А после смерти завещала похоронить себя вместе с ними. То есть их примирила смерть. Это совершенно сумасшедшая история о любви с кровавым оттенком.
Младшее поколение в этой семье тоже несчастно. Любимец матери Ричард отчаялся завоевать любовь отца. Младший Джон тоскует по материнской любви. А средний и самый умный в семье принц Джеффри всегда был невидимкой и для отца, и для матери.
Свои претензии к Генриху есть даже у молодого короля Франции Филиппа. Он говорит, что король превратил в ничтожество его отца: «Ты всегда обижал его, спал с его женой (Алиенора Аквитанская сначала была женой Людовика VII), разбивал его наголову в каждой войне, нарушал все договоры, обманывал его и, наконец, заставил его любить тебя за все это».
– Как говорится, что посеешь, то и пожнешь, и наша королевская чета получила плоды своего воспитания и поведения, – отметил Геннадий Гущин. – Дети в этой истории брошенные, недолюбленные, никому не нужные. Стоит ли удивляться, что став взрослыми, они мстят своим родителям?
Однако в финале все-таки возникает надежда на будущее. Генрих говорит Элеонор: «Пусть будет воскрешенье» и «Ты знаешь, я надеюсь, что мы никогда не умрем».
– В Англии этих людей почитают до сих пор, ведь Генрих был могущественнейшим королем своего времени, земли которого простирались от Пиреней до Шотландии, а Джон Безземельный все разбазарил, – отметил Геннадий Гущин. – Алиенора Аквитанская была Клеопатрой своего времени. Ричард Львинное Сердце тоже стал героем многих историй. К сожалению, все это сложно вместить в небольшой по времени спектакль, ведь про этих героев впору снимать сериал.