Водители не боятся поездов и игнорируют ПДД
Опасный переезд
С начала этого года на железнодорожных переездах произошло пять дорожно-транспортных происшествий. Причина всех столкновений автомобилей с поездом – невнимательность водителей и не соблюдение правил дорожного движения.
Проскочить не удалось
Последний трагический случай произошел совсем недавно. 8 июня на регулируемом освещенном железнодорожном переезде на станции Ручей в Усть-Кутском районе легковой автомобиль въехал в движущийся грузовой поезд. Молодой водитель погиб, пассажирку с травмами доставили в больницу. По предварительной версии, ДТП произошло из-за проезда автомобиля на красный сигнал светофора.
Как отметили участники круглого стола «Безопасность на железнодорожных переездах», в 90% случаях ДТП на пересечениях автомобильной и железной дорог в Иркутской области происходит именно из-за игнорирования запрещающего сигнала. Водители, видимо, думают, что успеют проскочить, забывая о том, какая огромная махина несется в это время по рельсам.
– Важно помнить, что железнодорожный транспорт на переездах имеет преимущество перед всеми участниками дорожного движения, – говорит заместитель начальника полиции Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте Сергей Заболотский. – У поезда, который двигается со скоростью 60–70 км в час, тормозной путь 600–700 метров. Масса локомотива превышает 500 тонн.
Последствия ДТП на переездах для водителей и пассажиров авто- и мототранспорта серьезные – летальный исход или тяжелые травмы. По словам начальника отдела дорожно-патрульной службы и дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Игоря Жукова, в регионе несколько переездов, где систематически происходят нарушения и ДТП. Среди основных факторов – интенсивность движения транспортных средств. Автомобилисты нередко ждут проезда железнодорожных составов от 30 минут до часа. В итоге многие водители нервничают и пытаются быстрее пересечь пути, выезжая на встречную полосу или же игнорируя сигналы светофора.
Вторая причина нарушений – недисциплинированность водителей. Их не останавливают ни высокий штраф в размере 5 тыс. рублей, ни инстинкт самосохранения. Кстати, в этом году внесены изменения в законодательство, которые предусматривают лишение прав за повторное нарушение ПДД на переезде.
– Еще одна причина ДТП – это несоответствие подходов дорожной части к переезду требованиям безопасности, особенно зимой, – добавил Игорь Жуков. – Кроме того, не все переезды соответствуют требованиям обеспечения безопасности. Те, что находятся в ведении ВСЖД, в целом отвечают нормам, но переезды, принадлежащие иным организациям, по-прежнему имеют проблемы, например, в части их освещения ночью. Около 70% ДТП происходит в темное время суток.
Профилактика с детства
ГИБДД регулярно проводит рейды на железнодорожных переездах по выявлению нарушений ПДД и пропаганде безопасности дорожного движения. Также организуются профилактические встречи со школьниками.
– За последние годы ситуация в корне не изменилась, но есть улучшения, – отметил и.о. заместителя начальника дирекции инфраструктуры по безопасности движения ВСЖД Андрей Степанов. – Так, в 2019 году произошло 14 ДТП на переездах в Иркутской области, в 2020 году – 11 случаев, с начала этого года – пять. ВСЖД постоянно проводит мероприятия, в том числе профилактические по предупреждению нарушений на переездах.
По словам Андрея Степанова, в последние годы грузопоток на ВСЖД увеличился, интервалы между поездами составляют 5–6 минут. Это значительная нагрузка на путь и достаточно долгое ожидание на переездах. Между тем в Иркутской области из 144 пересечений железной и автомобильной дорог в одном уровне (в зоне ответственности ВСЖД) только 22 охраняемые. Они оснащены шлагбаумами, устройствами заграждения переезда, также есть дежурный и освещение. Остальные 120 объектов – без охраны. Находятся они в населенных пунктах и оборудованы сигнализацией. На них требуется предельное внимание водителей и соблюдение ими правил дорожного движения.
– ВСЖД ежегодно проводит капитальный ремонт переездов, – добавил Андрей Степанов. – В 2021 году планируется привести в порядок четыре из них. На двух будут заменены плиты ограждения, которые поднимаются, чтобы водители не могли проехать, еще на двух пройдет техническое перевооружение. На 29 переездах запланирован ремонт асфальтового покрытия. Но самое лучшее решение, гарантирующее высокий уровень безопасности, – это строительство путепроводов или альтернативных дорог с последующим закрытием переездов. ВСЖД совместно с региональной и местными властями постоянно ищет оптимальные варианты сокращения числа опасных и маловостребованных пересечений. Решение о закрытии принимаются с учетом мнения населения и объективной потребности в работе переезда.
Самый безопасный объект – закрытый
За последние 10 лет на федеральных дорогах Иркутской области ликвидированы четыре переезда, построены путепроводы в разных уровнях. По информации начальника отдела эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Виктора Цишковского, в ближайшей перспективе будет закрыт переезд в Тулюшке Куйтунского района. Строительство путепровода там уже ведется и завершится в 2022 году. Готова проектно-сметная документация по возведению путепровода в Тулунском районе, который позволит ликвидировать переезд на участке Азей-Шуба. Работы запланированы на 2022–2024 годы.
Замминистра транспорта и дорожного хозяйства региона Ольга Золоторева в свою очередь заявила, что в 2027–2030 годах планируется построить альтернативу нескольким железнодорожным переездам на автодороге «Вилюй» (на участках Ручей, Янталь, Лена). В рамках программы «Развитие дорожного хозяйства Иркутской области» в 2021 году планируется капремонт путепроводов в Черемхово и на станции Батарейная, реконструкция мостового сооружения по улице Джамбула в Иркутске.
– Проблемный переезд в Смоленщине, где автомобили порой часами стоят в ожидании, на рассмотрении по включению в программу, – говорит Ольга Золоторева. – Возможно, будет построен путепровод, но окончательного решения пока нет.
Замминистра сообщила, что параллельно ведется работа по заключению трехстороннего соглашения между Федеральным дорожным агентством, правительством Иркутской области и РЖД. Согласно проекту документа на территории Приангарья предусмотрено строительство в 2021–2025 годах восьми путепроводов в местах пересечения автомобильных дорог и железнодорожных путей на федеральных трассах и 29 – на региональных, межмуниципальных и местных.